Передовая инженерная школа открывает набор на инновационное машиностроение
С 1 сентября в передовой инженерной школе «Технологии двигателестроения» РГАТУ имени П.А. Соловьева открывается новое направление ─ «Инновационное машиностроение».
Высокотехнологичные отрасли производства требуют автоматизации, поэтому выпускник передовой инженерной школы станет специалистом по организации цифрового производства и будет иметь широкий ряд компетенций на стыке технологий. Подробности рассказал проректор по науке и цифровой трансформации рыбинского университета, кандидат технических наук, доцент Александр Сутягин.
─ Александр Николаевич, в РГАТУ имени П.А. Соловьева долгие годы существовало направление по машиностроению. Чем вызвано преобразование программы с акцентом на инновации?
─ Традиционно машиностроение связано с разработкой производств, цехов и технологических процессов изготовления деталей. Сегодня высокотехнологичные компании стремятся к автоматизации и роботизации производства, а для этого требуются высококлассные специалисты, которые понимают основы робототехники, разбираются в заготовительном и механообрабатывающем производстве, в специальных методах сборки изделий. Создание передовой инженерной школы «Технологии двигателестроения» в вузе Рыбинска позволило нам модернизировать программу по направлению машиностроения. Мы внесли туда существенные корректировки, которые связаны с проектированием роботизированных комплексов в машиностроении, производственным менеджментом, технологическим предпринимательством, цифровыми технологиями. Могу с уверенностью заявить, что мы будем обучать инженеров по подготовке цифрового роботизированного производства, обладающих управленческими компетенциями.
─ Чем привлекательна эта позиция? Кто такой инженер по подготовке цифрового роботизированного производства?
─ Это специалист с системными знаниями и мультидисциплинарными компетенциями, который может проектировать гибкие производственные системы, роботизированные ячейки, внедряемые на всех инновационных предприятиях нашей страны. Отсюда и название профиля «инновационное машиностроение». Такой специалист может не просто создавать технологические процессы, а делать производство максимально автоматизированным и эффективным. Инженер будущего – это специалист с интегральным мышлением, который имеет компетенции для формирования нового технологического задела и способен проектировать производство будущего.
─ Как будет проходить обучение специалистов в области инновационного машиностроения?
─ В рамках передовой инженерной школы «Технологии двигателестроения» мы закладываем во все наши образовательные программы проектную работу на базе семи дуальных лабораторий, что способствует формированию студенческих технологических команд. Каждая дуальная лаборатория состоит из двух частей: научно-образовательная в университете и производственно-технологическая на базе ПАО «ОДК-Сатурн». На первых курсах студенты передовой инженерной школы познакомятся со спецификой работы всех дуальных лабораторий, а далее, объединившись в проектные команды по несколько человек, начнут совместно трудиться над проектами. Кроме того, со второго курса студенты будут проходить стажировку на «ОДК-Сатурн», где познакомятся с организацией и планированием бережливого производства, изучат внутреннюю кооперацию и бизнес-процессы. В результате, у студентов расширится картина мировосприятия и общее видение инженерных задач, а после окончания вуза они могут стать линейными руководителями в инновационном производстве.
─ Какие преимущества открываются перед студентами?
─ Уже на первом курсе студенты получат должность инженера-стажера в дуальной лаборатории «ПромТех» с официальным трудоустройством и заработной платой. Кроме того, ПАО «ОДК-Сатурн» готов заключить целевые договоры с 25 студентами и предоставлять им с первого курса стипендию до 25 тысяч рублей.
─ Кто будет преподавать дисциплины?
─ Во-первых, наши сертифицированные преподаватели, которые обладают передовым опытом работы в экспертных областях. Во-вторых, будут привлечены представители индустриальных партнеров для преподавания узкопрофильных дисциплин, чтобы студенты обучались на реальных кейсах. Это коллеги из предприятий Рыбинска — ПАО «ОДК-Сатурн», КБ «Луч», Рыбинского завода приборостроения, АО «Русская механика». Так, одни коллеги будут делиться опытом в машиностроении, другие помогут с роботизированными технологиями и электроникой. Кроме того, планируется стажировка в компании «Космические транспортные системы (S7)», это еще один наш партнер, который внедряет стандарты качества европейского уровня. Общение с высококвалифицированными специалистами серьезно расширяет инженерное мышление студента.
─ Где и кем, на ваш взгляд, смогут работать выпускники?
─ У выпускника хватит компетенций, чтобы работать на любом современном инновационном предприятии общего машиностроения, авиационной или радиоэлектронной промышленности. Такие выпускники реально востребованы всеми предприятиями. Помимо этого, у выпускника будут необходимые знания и компетенции, чтобы создать свое малое предприятие и начать свой бизнес уже в процессе обучения. Тем более, РГАТУ имени П.А. Соловьева активно участвует в проектах по технологическому предпринимательству и выступает организатором технологического акселератора RybAcc.