В 1808 году в России вышла книга «Статистическое описание Ярославской губернии». Это был первый опыт научного подсчета богатств нашего края – в России статистика как наука в начале XIX века находилась в зачаточном состоянии.
Создал книгу немец Карл Герман, основатель статистической науки в России. Как его представляли в труде – «Императорской Академии наук адъюнкт по части статистики и политической экономии и ординарный профессор статистики в Петербургском педагогическом институте».
Ученый описал данные обо всех городах и крупных селах Ярославской губернии. Его интересовала в первую очередь экономика: за счет чего край живет, что производит, чем торгует, какими ремеслами занимаются местные жители. Чаще всего у него попадаются сведения за 1802 год. Что это было за время?
Начало XIX века – заря того купеческого Рыбинска, которым мы его знаем. Он компактный, но очень перспективный городок на Волге. Так, в описании Германа Рыбинск имеет около двух километров в длину, сегодня это расстояние от Казанской церкви до ул. Луначарского. В ширину наш город простирался всего на 219 саженей (0,5 км).
Из зданий в Рыбинске – «три каменные церкви, два каменных дома и 350 деревянных домов, 28 лавок, 7 кузниц, 56 амбаров, два трактира».
Для сравнения: в Ростове в те годы были три монастыря, 15 каменных и 9 деревянных церквей, 925 домов – из них 39 каменных, 105 каменных лавок. В длину Ростов 3,5 версты (3,7 км), в ширину – 1 версту и 330 саженей (1,7 км). Солидный богомольный город.
Но рост и развитие Рыбинска только начались. К 1802 году уже целое столетие работает Вышневолоцкая водная система, связавшая Поволжье с Петербургом. Благодаря чему ординарная Рыбная слобода развивалась как торговый центр, место перегрузки судов с хлебом и другими грузами. К середине XVIII века она стала крупным речным портом России.
Впереди у Рыбинска — открытие Мариинской (1808) и Тихвинской (1811) водных систем, которые еще более увеличат значение города.
Но уже в момент сбора сведений Герман отмечает важность Рыбинска, его активную торговлю, деловую хватку его жителей. «В Рыбинске, на знатнейшей волжской пристани, как большие низовые суда перегружают свои товары в малые суда, так и порожние суда из Новгородской и Вологодской губерний останавливаются на Шексне».
Благодаря этому чиновники собирают в казну деньги – с владельцев каждой барки на рыбинской пристани. «Здесь имеется особая команда для сбора пошлины с барок. Зимой команда надзирает за казенными лесами. Содержание ее стоит казне 795 рублей».
По товарообороту Рыбинск в те годы уже стоял на четвертом месте в губернии. «Рыбинск производит большой торг хлебом. Город отправляет важную экспедиционную торговлю. В обороте торговли здесь полагают до 600 тысяч рублей».
Сравним торг Мышкина рыбой, посудой и полотнами, который оценили в 50 тысяч. Или торг наших соседей мологжан – тоже хлебом и полотнами, оцененный в 200 тысяч. Больше нас торговали лишь три города губернии: Ярославль (миллион), Углич (760 тысяч) и Ростов (700 тысяч).
Из-за каменистой почвы в Рыбинском уезде не растили своей ржи – но это не повод для беспокойства, уверяет Герман. «Рыбинск совсем не содержится своим хлебом, окрестности его бедны оным. Но поскольку здесь все большие суда должны перегружаться, то не только сей город запасается купленным на них хлебом, но и снабжает Мологу».
Из труда статистика мы узнаем, чем занимались местные жители. Из таблицы, куда сведены все фабрики губернии, узнаем, что в Рыбинске и уезде было 5 кирпичных заводов, 4 винокуренных завода, две солодовни, три прядильни.
И небольшая полотняная мануфактура, где трудились две сотни рыбинцев.
Рыбинская фабрика была филиалом огромной Ярославской. «На Ярославской делаются лучшие материи, как то скатерти и пестряди. Оной подчинена Рыбинская мануфактура, где делаются не столь высокие материи, как то фламские полотна, ревендуки и толстые каламенки».
Перечисленные статистом ткани – плотные грубые полотна, из которых шили военную форму или делали паруса. На рыбинской мануфактуре трудились 203 человека. Для сравнения: на большой ярославской фабрике – 2762 работника.
Герман отмечает интересный промысел рыбинцев – скорняжничество или выделка шкур. Если угличане занимаются сельским хозяйством и ткачеством, то рыбинцы «имеют совсем особый род промысла».
Они выделывают овчины, которые «умеют дубить весьма хорошо. Из них делают они тулупы, кои повсюду развозят. Поскольку уезд недостаточен пахотной землей, то некоторые крестьяне занимаются плотничной работой, чем особо отличается Кормская вотчина. Многие служат лоцманами и судовщиками на Волге».
Как был устроен бюджет Рыбинска? Герман перечисляет расходы и доходы города и подчеркивает – хитрые оборотистые рыбинцы своей выгоды не упустят. Город «имеет экономическую сумму из 19 тысяч рублей. Приходов он получает: по проценту от винного откупа, от найма городской земли, от побора с чужих купцов и крестьян, отправляющих в городе молочный торг, от найма у города домов, бань и фабрик. И наконец, от интересов с показанного капитала – 5719 рублей.
Расходы Рыбинска состоят в содержании магистрата, народного училища, больницы, воспитательного дома, пожарных орудий, дорог, мостов. И в содержании пробирного мастера. Всего 2468 рублей».
Сравним Пошехонье, его доходы (1220 рублей) и расходы (1707 рублей). Недостающие деньги на содержание больницы и дорог пошехонскому магистрату приходилось собирать с обывателей.
По размерам городских доходов Рыбинск превзошел даже Ярославль. «Итак, наиболее дохода имеет Ростов, потом Рыбинск, засим Ярославль».
Кажется, немецкому ученому импонировал маленький город на Волге с огромными амбициями и перспективами.
Немец забыл указать население города, а так очень даже познавательно и интересно. Спасибо!