Локальная реформа образования разворачивается в Рыбинске. Уже создаются комплексы «Флагман» и «Импульс».
В первый войдут образовательные учреждения Северного: школы № 10, 3, 21, 43 и детсады № 26, 69, 71, 74, 5, 38. Во второй – Веретья: школы № 28, 27, 29, гимназия № 18 и детсады № 106, 49, 30, 99.
Однако говорить о фактическом объединении школ не приходится. Для родителей и детей изменения будут незаметными или малозначимыми, уверяют в администрации.
— Школы остаются автономными образованиями – со своими руководителями и образовательной спецификой. Объединят лишь отдельные управленческие функции, например, по ремонту, — поясняет глава Рыбинска Дмитрий Рудаков. — В администрации создан Центр сопровождения проектов. В нем готовят всю документацию по ремонту зданий – со школ сняли эту нагрузку. И с того замдиректора, который ранее прицельно занимался этими документами, уберут эти обязанности. Теперь он может добрать нагрузку педагогическими часами, больше заниматься с детьми. Освободившиеся деньги город передаст на зарплаты няням детсадов. Сейчас они получают не выше 20 тысяч рублей в месяц.
Каждый комплекс включит от 2,5 до 3,5 тысячи детей. Его возглавит один руководитель, у него останется три зама.
— Замдиректора по АХЧ будет содержать в порядке все здания комплекса. Замдиректора по воспитательной работе отвечает за концепцию воспитания, единую для всего комплекса, при этом сохранятся традиции, заложенные в школе или детсаду. Замдиректора по образовательной деятельности будет отвечать за все уровни образования: от дошкольников до выпускников, — рассказывает Светлана Смирнова, замдиректора департамента образования Рыбинска.
Третий уровень управления — руководители конкретных школ и детсадов, которые будут организовывать образовательный процесс на местах. И родители по волнующим вопросам смогут обращаться по привычному адресу.
Главным плюсом создания комплекса называют экономический.
— Комплекс будет обладать единым расчетным счетом. И крупные самодостаточные учреждения помогут тем, у кого малый контингент. В Северном хорошо наполненные школы и полупустые детсады. В Веретье — укомплектованные детсады и две школы с малой наполняемостью, где число учеников явно сокращается. А финансирование, как мы помним, подушевое, — говорит Смирнова.
Еще из позитивных изменений: ученики в комплексе смогут рассчитывать на педагогов всех школ.
— Нужно, чтобы на урок физики приходил учитель физики, которых у нас дефицит. Внутри одной школы учителей нехватка, они работают с перегрузкой. Возможна помощь других учреждений в рамках комплекса, — поясняет замдиректора.
То же касается школьного спорта и дополнительного образования.
— Известен опыт сетевого обучения, когда дети музыкой занимаются в одной школе, а легкой атлетикой – в другой. Например, в школе есть ребята, интересующиеся игрой в хоккей. Но их физрук не может развивать этот их интерес. Теперь дети смогут ходить в секцию в другую школу, — рассказывает Светлана Смирнова.
Как плюс выделяют и профильные классы для выпускников – 10-классники смогут выбирать углубленную направленность внутри комплекса.
— Одна школа зачастую не может закрыть все потребности старшеклассников. Детей немного, специалистов не хватает. Вот и открывают один-два 10-х класса. А профилей выпускникам требуется больше: гуманитарный, естественный, физико-математический, языковой, социально-экономический. Но у школы не хватает ни ресурсов, ни ребят, из которых можно составить столько классов. Комплекс вберет в себя все пять профилей. В рамках комплекса ребенку предложат безболезненный переход в профильный класс, открытый в соседней школе, — говорит замдиректора департамента.
Музыкальная направленность в гимназии № 18 сохранится. Но это будет зависеть от уровня интереса рыбинцев, так как это не обязательный компонент образования, а дополнительный.
— Педагоги хора «Соколята» работают небескорыстно. Зарплату им выплачивает бюджет Рыбинска, не область. И продолжит выплачивать, если рыбинцы продолжат «голосовать ногами» за образование в гимназии № 18, — говорит Светлана Смирнова.
Самый скользкий момент – поступление первоклассников. Ведь территорию всех школ теперь закрепят за всем комплексом.
— Наша задача – сбалансировано распределить будущих первоклашек. Чтобы не было как сегодня: 28-я школа учится в две смены, 29-я школа трещит от учеников, — объясняет замдиректора.
И пока непонятно, как будут распределять будущих школьников. Ясно лишь, что автоматического поступления – из детсада в школу — без заявления родителей не будет.
— Сегодня многие родители стараются попасть в детсад № 99, полагая, что это обеспечит им место в школе № 28. Этого не будет, — говорит директор департамента образования Римма Брядовая.
Каждой школе теперь предстоит «свататься» к семьям, показывать себя с лучшей стороны, чтобы родители выбрали именно ее. С ноября начнется работа с родителями детей из подготовительных групп.