«Ваши сегодня сильно хулиганили, прыгали в воду с разворота». Тренер Ирина Седякина после занятия беседует с чьим-то дедушкой в холле бассейна «Темп». «Ой, проработаем, поговорим», — встревоженно отвечает мужчина. «Это ни к чему, я уже поговорила строго, просто держу вас в курсе».
Тренера с 30-летним стажем Ирину Седякину, кажется, ничем не удивишь – столько она повидала неуправляемых, непослушных, хулиганистых детей. В «Темпе» она, как и еще десяток наставников, ведет абонементные группы, учит плавать малышей с нуля.
— Чего у нас только не было: дрались, курили, плавки в унитаз смывали. Мальчишки, конечно. А потом ничего – вырастают хорошими парнями, — улыбается Ирина.
Все острые вопросы она старается решать внутри группы, родителей подключать в последнюю очередь: «На то я и педагог, чтобы справляться». Теперь перед Ириной стоит задача сложнее, чем научить плавать обычных маленьких горожан. Ей предстоит вести детей, у которых могут быть тяжелые нарушения поведения и интеллекта.
С сентября в Рыбинске работает группа адаптивного плавания. Туда приглашают детей с ОВЗ и инвалидностью. Сейчас в группе пять человек: три новичка, два опытных пловца. Среди особенностей проблемное поведение, гиперактивность или, наоборот, заторможенность. И диагнозы серьезные: аутизм, синдром Дауна, ДЦП, задержка психического развития, нарушение интеллекта.
У Ирины есть опыт работы с проблемными детьми. Неподалеку от бассейна «Темп» находится школа № 13 для ребят с ментальными особенностями, много учеников с ОВЗ и в школе № 3. После учебы эти школьники, как многие их ровесники, устремлялись в бассейн — оздоровиться, сбросить энергию, расслабиться, пообщаться вне строгих школьных стен.
— Их принимали в группы для здоровых ребят. Конечно, ребенок с проблемным поведением или заторможенный требует особого внимания тренера. А значит, тормозит работу всей группы. В адаптивной группе 5 детей, в обычной –15. Есть разница, — поясняет Седякина.
После многих попыток и усилий тренеры не выдерживали, подходили к Ирине как к методисту спортшколы, просили забрать ребенка, столь мешающего остальным.
— Выгнать мы не можем, приходилось перемещать сложного малыша из группы в группу. И я часто их к себе брала, и коллеги. Один тренер научит под водой плыть, другой поставит технику. Так ребята и кочуют, пока не вырастают из лягушатника. После чего мы не могли предложить им большего – кроме посещения бассейна с родителями, без тренерского сопровождения, — описывает тренер.
Но и среди детей с диагнозами встречаются спортивные звездочки. Так, Ирина Седякина вырастила сильную пловчиху Варю Велиоцинскую, девочку с синдромом Дауна, которая теперь показывает успехи на всероссийских турнирах. Сегодня Варя, кроме двух тренировок в неделю у Ирины, трижды ездит в Ярославль – к тренеру адаптивного плавания. — Очень упорная девочка: масса трудолюбия, терпения, амбиций – все, как у успешного спортсмена без инвалидности, — поясняет Ирина.
Глядя на успехи Вари, рыбинцы тоже задумались об адаптивном плавании, чтобы после лягушатника дети с инвалидностью не уходили, а могли продолжать занятия с тренером. Директор спортшколы «Темп» Марк Кустов предложил создать такие группы и отправил на переподготовку опытных тренеров Ирину Седякину и Юрия Ненишина.
Подражание и терпение – вот основное в занятиях с детьми-ментальниками, говорит Ирина.
— Все на собственном примере. Не понимает ребенок, как выдыхать под воду, – сама опускаю голову в лягушатнике, выдуваю пузыри. Сразу схватывает, — рассказывает Седякина. – И терпение. Дать им много времени на освоение навыка, не ждать моментального результата. Плюс много похвалы: «Дай пять!» – это наше любимое.
И всегда подходить к ребенку со вниманием к его особенностям. Здесь не может быть общей мерки.
— Исхожу из возможностей ребенка, из его интересов. Всегда понаблюдаю, что он умеет, что его интересует. От этого пляшу. На спине лежит ребенок хорошо, а на груди совсем никак, боится. Ну и отстань ты от этой груди, дай комплекс на спину. Лишь бы занимался без стресса, — описывает тренер.
Иногда приходится применять совсем нестандартные методы. Недавно к Ирине в лягушатник пришла новенькая 7-лет-няя девочка с ОВЗ. Воды вообще не боится, но гиперактивна, неуправляема: буквально выпрыгивает из лягушатника, бегает по бортикам, подвергает себя опасности.
— Мама ее ловила, девочка от нее прыгала в воду с размаху. Нарушили все нормы безопасности. Мама тревожно спрашивает: «Вы, наверное, нас не возьмете?» А у меня уже есть план. Воды она не боится – значит, переведу ее в большой бассейн, конечно, в спасжилете. Так она не сможет выпрыгнуть, чтобы побегать по скользким бортикам. И технику ей буду ставить там, — говорит наставница.
Словом, сейчас у тренера «Темпа» много задач: облегчить работу тренерам «Темпа», вытащить особенных ребят из обычных групп. Помочь родителям детей-инвалидов со свободным временем, а ребятам с ОВЗ – с активным досугом, с социализацией. А главное, научить их плавать.
— Пусть мы не вырастим звезд, как Варя. Зато ребята освоят важный навык плавания. А их родители отдохнут от чад лишний час, — говорит Ирина. — Я считаю так: живешь на Волге – умей плавать. Часто вижу этих ребятишек на пляжах: сидят грустные на берегу, ножки мочат. Или читаю новости: утонул ребенок с ментальной инвалидностью. А ведь научить плавать, да и просто держаться на воде – это недолго! Буквально одно-два занятия!