— Мне нужны хулиганы, — улыбается Алексей Конев. — Хоккею нужны лихие дети, отчаянные головы. Те мальчишки, что бегали по стройкам и прыгали в сугроб и откуда без валенок выбирались, становились лучшими игроками. Помню, встретил Марка Ульева в магазине: носится между стеллажами, сшибая витрины. Мать не знала, как его успокоить. Говорю: «Приводите ко мне!» Сейчас Марк в ярославском «Локомотиве».
Мы разговариваем в тренерской «Полета», за окном перекликаются дети, пока бегают вверх и вниз по широким лестницам ледового дворца. Шум их голосов не смущает Конева: «У меня самого голос командирский: у мальчишек шлем уши закрывает, плюс корт просторный, надо докричаться до каждого».
Дворец спорта для Алексея Федоровича – второй дом, здесь он работает со дня основания. А наставником по хоккею он трудится и того дольше, с 1975 года. Почти все эти годы он тренировал малышей. Первым в Рыбинске он поставил на лед дошколят, придумал для них много игровых методик, опекал их, как нянька, когда они капризничали или уставали.
Сегодня Алексей Конев – любимый дедушка рыбинских хоккеистов, в свои 72 года до сих пор выходящий с ними на лед.
Сегодня в хоккей детей отдают чуть ли не с трех лет. В СССР в секцию по хоккею принимали с 10 лет, а учеников начальной школы Коневу приходилось чуть ли не уговаривать прийти в секцию.
— Когда «Полет» открыли, директор Юрий Герасимов сказал: «Нам нужен хоккей, берите всех подряд». Ну, мы с коллегами и нагребли ребят по дворовым кортам. И неплохих подростков – выигрывали и первенство Рыбинска, и первенство области. Потом решили набрать маленьких, чтобы работать с нуля, доверили мне как молодому. Ходил по школам, зазывал учеников 1-2 классов. Помню, как подозрительно смотрели родители, было непривычно, что таким детям тоже можно в хоккей, — вспоминает Конев.
Сил у молодого тренера было много, он совмещал работу с учебой. И охотно откликнулся на приглашение учиться на судью. Сейчас Алексей Конев – единственный в области судья международной категории.
— Поездил по всему Союзу вплоть до жаркого Ташкента, повидал больших звезд хоккея – настоящих и будущих. Павла Буре застал на корте еще подростком. Очень много работал тогда – судил по 4-5 игр в день, в том числе крупные матчи. Бывало, своим ребятам позвонишь: «Смотрите меня сегодня по телевизору!» — рассказывает Алексей Федорович.
И, конечно, он набирался опыта как тренер.
— После судейства шел не в гостиничный номер, а на тренировку местных малышей. Черпал у опытных коллег методики, узнавал приемы: как вовлечь ребенка в игру, как объяснить движение, как поменять виды деятельности, когда он устал. Привозил в Рыбинск много новых упражнений и наработок, — говорит наставник.
А потом настали девяностые, рухнула рождаемость. Хоккейные тренеры забеспокоились – из кого же набирать команды. Это наставник шорт-трека или гиревого спорта может тренировать и 2-3 воспитанников, а хоккеистам нужно не меньше 22 человек одного возраста. Алексей Конев даже познакомился с работниками рыбинского роддома.
— В панике узнавал у местных медиков: сколько за год родилось детей. Мне называли катастрофические цифры, — вспоминает тренер. — Тогда я понял, пришло время привлекать дошколят, и обошел все рыбинские детсады. За мной потянулись коллеги. Футболисты допрашивали: «Ты за малышами ходишь? Тогда и мы!» Так началась борьба на поле дошкольных учреждений: каждый сватал детей к себе в секцию.
Как в крохе, едва стоящем на коньках, разглядеть будущего Овечкина? Тренеру поможет обычный футбольный мяч.
— Если он начнет его чеканить, бросать в кольцо, с руки на руку перекидывать, тебе бросит, то мальчишка наш, «игровик». Еще задание – прыжок с места, ребенок должен быть упругий, как мячик, резкий. И, конечно, даю беговые упражнения – на скорость. В идеале все это в ребенке должно сочетаться, — рассказывает Конев.
За полвека работы через руки Алексея Конева прошли сотни рыбинских мальчишек. Каждого учил он стоять на коньках, владеть клюшкой, влюблял в игру, учил дружить и преодолевать свои слабости. Но начинать с дошколятами было страшно, признается сегодня тренер. А вдруг травма, да и просто нежная психика, непривыкшая к работе и дисциплине. Плюс они же несамостоятельные.
— Они были такие маленькие, что не могли запомнить мое имя-отчество. Многие меня звали дядей Федором – как персонажа из Простоквашино, — смеется Алексей Федорович. — И в туалет водил, и сопли-слезы вытирал. Как нянька для них был. Мы срочно сделали пластиковые уголки для обучения катанию вместо железных тяжеленных.
В работе с такими крохами для тренера есть как плюсы, так и минусы.
— В институте нас учили анатомии и психологии малышей: с одной стороны, их нельзя серьезно загружать, с другой – они меньше боятся. Им не страшно упасть, устать. Они учатся преодолевать себя с твоей помощью, — говорит тренер. — Все время требовать – проще, но не результативно. Это путь в никуда. Дисциплина нужна, конечно, но у меня самое строгое наказание – посидеть на лавке. До каждого дойдет, если отлучат от любимого льда.
Так шаг за шагом дошкольник растет не только физически, но и психологически. Приучается терпеть боль, разочарование, работать даже тогда, когда совсем нет сил.
— Мальчишечка всю силу вкладывает в удар, аж упадет, когда бьет по воротам. А вратарь тоже не стоит – отбивает. Кричу: «Что лежишь, готовься добивать!» Один удар – это еще не конец, как им иногда кажется. Обидно ему, конечно, но приходится обиду заталкивать, снова собираться с силенками, — рассказывает Конев. — Главное, малышей больше хвалить, шутить, подбадривать. У них силы быстро кончаются, они в тебе видят источник этих сил, ждут, что ты их зарядишь на подвиги.
Кажется, дошколят с наставником объединяет общая черта — веселый непоседливый характер.
— Работать с подростками я не стремился, там другая дисциплина, другие отношения. По моему характеру лучше все-таки с малышами: они игривые, активные, отзывчивые. В них сколько вложишь, столько и получишь, еще и с избытком. Тем более соперников у меня было немного, среди нашего брата-тренера это не самая популярная категория воспитанников. Говорили, вот еще, возиться с ними: один плачет, другой к маме просится, на третьего прикрикнешь – расстроится и уйдет. А мне все это не в труд, а в радость, — говорит Алексей Конев.
Сейчас он набирает лишь группы здоровья, но охотно делится с молодыми коллегами гигантским накопленным опытом.
— У тренера малышей — несколько задач. Разжечь огонек интереса к хоккею, такой, чтобы не угасал. Заложить крепкую основу для следующих лет и следующего тренера: развить мальчишку, укрепить его организм, — рассуждает Конев. — И, конечно, «разыграть» его: поставить руку, развить скорость, умение взаимодействовать с коллегами по команде, способность видеть все поле.
Бывает, позанимается малыш хоккеем, передумает и ищет другую секцию. Бывших хоккеистов не зря везде встречают радостно, они настоящие универсалы: быстрые, ловкие, выносливые. Все это заслуга первых тренеров, которые дают им крепкую базу, много занимаются с ними ОФП, приучают к дисциплине.
Своих дошколят Алексей Конев первым делом вел в спортзал, где они много работали с обычным мячом.
— Даю много игровых тренировок: постоянные эстафеты, футбол, вышибала – так дети входят в рабочий ритм, привыкают ко мне. Удивительно, но простые дворовые игры нашего детства абсолютно не знакомы современным детям – я становлюсь первым, от кого они узнают про вышибалу, чеканку, эстафеты. А они так хороши! Работают и на сплачивание коллектива, и на ловкость, и на силу. Ребенок и увернулся, и подпрыгнул! А потом начинаем футбол – вот уже где математика высшего порядка. Ноги – это не руки! Детям непривычно работать ногами на точность – захватить мяч, вести, забить. Тут бешеное развитие идет!
Хоккей еще сложнее, чем футбол, уверен Конев: «Приходится учиться работать сразу и руками, и ногами: тут нужна слаженность, как при игре на пианино». А ведь кроха едва на коньках держится, какая тут работа клюшкой. Поэтому много времени они проводят в бросковом зале: по полчаса, по часу на скользком пластиковом полу отрабатывают удары по воротам, учатся искусству владения клюшкой и шайбой.
— Бывает, родители сетуют, что их малыш мало выходит на лед. Они не понимают, что «сухие» тренировки – основа ледовой работы, — объясняет Алексей Конев. – Раньше детей на лед выпускали сразу, но слабому там делать нечего. Сейчас с ними много работают в зале, и я рад этому. Даже если ребенок не станет звездой хоккея, он будет сильным, крепким, ловким, готовым к преодолению препятствий.
Разговор часто сворачивает на родителей. И это неслучайно, они могут стать полноценными партнерами тренера: следить за режимом, питанием, психологическим состоянием маленького хоккеиста. А перед выходными или каникулами такие мамы и папы подходят к наставнику, просят задания для отработки.
— На стене гаража нарисовать ворота и призвать ребенка сделать 50 бросков или набрать 30 очков. Что может быть проще? А навык совершенствуется! Но таких ответственных единицы, — сожалеет тренер.
А бывает, родители действуют с тренером вразрез. Раньше взрослые больше доверяли наставнику, сегодня многие считают, что сами все знают.
— Отдают пятилетку в секцию, а у самих в глазах нули от контрактов, который он когда-нибудь заключит. Амбиций вагон, сдерживать себя не считают нужным. Сейчас за тренировкой хоть по телевизору следят, а когда сидели на трибунах –кричали на ребенка громче меня, раздавали указания. Я подъезжал и предлагал: «Может, отдать тебе свисток, закончишь за меня тренировку?» — вспоминает Алексей Конев.
Отличаются от советских детей и современные малыши, отмечает тренер. Они стали более вялыми и слабыми из-за увлечения телефоном, уверен Конев: «Это главный мой противник. Дети не знают подвижных игр, не умеют общаться». А еще они стали эгоистичнее, каждый тянет одеяло на себя. А родители их в этом подбадривают: «Сам забивай, не передавай, не слушай тренера!»
— А ведь хоккей – игра командная! Ее в одиночку не вывезти! Приходится дружить так или иначе. Только больше времени и сил уходит на это. Помню, в моей самой первой команде были семеро ребят из Волжского. Представляете, зимой в «Полет» по льду ходили. Так вот, они никогда не разлучались. Так их и на корте было видно, такие были сыгранные, сплоченные, — рассказывает тренер.
Впрочем, кажется, Алексей Конев найдет ключик к любому: эгоисту и дружелюбному, хулигану или смирному, гиперактивному или боязливому ребенку. Его шутки, теплой улыбки, заботы хватит на каждого.