— Свой сценарий Александр Рогожкин писал в нулевые. Многое изменилось с тех пор. Вы что-то меняли в процессе работы над фильмом?
— Откровенно говоря, наверное 50% сцен осталось от Рогожкина, а 50% – уже наши. Ну, может, 55 на 45. Кому интересно, можно провести исследование, сценарий есть в открытом доступе, его публиковали в журнале «Искусство кино». Но фирменный рогожкинский юмор нам хотелось сохранить. Например, это сцена, где герой Олега Рязанцева звонит по калькулятору. Я, признаюсь, сомневался, как люди отреагируют, но зритель смеется, откликается.
— Слышал, что Виктор Бычков, рогожкинский актер, снявшийся и у вас в фильме, не очень-то доволен его названием.
— Я могу только догадываться, почему кому-то оно не нравится. Наверное, кому-то кажется, что мы эксплуатируем это название, эту концепцию «Особенности национальной чего-то», что примазались к имени Рогожкина. Но я думаю, что мы полное право имели, поскольку есть авторские права на его сценарий, договоренности с наследниками, родственниками. К слову, они приходили на показы, остались довольны и благодарили за то, что об Александре Рогожкине вспомнили, посвятили картину его памяти.
У меня самого противоречивые чувства по этому поводу. Рабочее название фильма – «Волонтер» – уже не соответствовало нашему переделанному сценарию. А «Особенности…» как раз отражают новую художественную концепцию. Но я изначально понимал, что это вызовет дискуссию, что будут те, кто станет нас осуждать. Ну, что поделать. Зато, я надеюсь, благодаря этому названию у нашего фильма будет больше зрителей, люди пересмотрят и прошлые фильмы Рогожкина.
— У исполнителя главной роли произошло какое-то внутреннее перерождение во время съемок? Осознание особенностей русского характера?
— Произошло, еще как! Главного героя мы искали в Германии. Это было принципиальное решение – чтобы немца играл не российский актер, которого бы мы потом переозвучивали, это выглядело бы фальшиво. Наш кастинг-директор работал в Европе, присылал мне резюме, я их отсматривал, проводил пробы по видеосвязи.
Карла Бенцшавеля мы так и выбрали. У него яркая внешность – этакий молодой Клаус Кински. Он и смешной, и фактурный. Карл – студент театрального института в Германии. Он приехал буквально за несколько дней до съемок. Я ему долго все разъяснял, все наши шутки: что такое халтура, почему медики пьют водку – такие традиции были ему непонятны.
Но самое интересное перерождение произошло в середине съемок. Он, не привыкший к нашим «российским» детским болезням, не получивший в детстве дозу вакцины, заболел ветрянкой. Что делать?! Он говорит: «Да нормально я себя чувствую, давайте снимать». Мы работали еще несколько дней, пока он полностью не покрылся сыпью. В итоге пришлось на три недели закрыть его в карантин. В гостиницу к нему приходил врач. И вот тут он, конечно, переродился окончательно. Прочувствовал просто все особенности российской медицины на себе. И после болезни предстал совершенно в новом качестве, будто в России провел не месяц, а целый год.
В последний съемочный день у него был день рождения, ему исполнилось 20 лет. Мы с ним гуляли по Петербургу, выпивали и уже абсолютно без всяких переводчиков прекрасно общались.
Карлу очень понравилась Россия, он хотел приехать на премьеру, но не получилось. Мы поддерживаем связь, хотелось бы, чтобы он еще снимался в России. И хотелось бы этот фильм показать в Германии.
— Где удалось найти такие аутентичные локации? Неужели еще есть где-то такие больницы?
— Больница – это тоже действующее лицо в картине. С одной стороны, не хотелось показывать какую-то чернуху. Это вообще не мой режиссерский взгляд на вещи. Мне, наоборот, хочется во всем искать что-то красивое, даже в самом неприглядном. А с другой стороны, это не должна была быть современная больница, иначе иностранец не почувствовал бы такой сильной разницы, и не было бы такого конфликта.
Концепция была такая: в больнице немец попадает в какое-то безвременное пространство. Там его встречает сестра милосердия, будто бы из начала XX века, персонаж «из Штази», будто на дворе советская эпоха, там есть и современные кабинеты с новым оборудованием, МРТ. Ощущение переплетения времен нужно было подкреплять с помощью интерьеров. Поэтому в кадре у нас четыре больницы Петербурга.
Но основную часть фильма мы снимали в психиатрической больнице Кащенко. Она действующая: в одном крыле лежали больные, другое, законсервированное, нам отдали под съемку. Мы по особому режиму входили туда и выходили. В какие-то моменты казалось, что мы тоже пациенты психушки, и это вовсе не съемки, а какая-то наша фантазия.
— Как в фильм попал Укупник? Был ли он изначально в сценарии Рогожкина?
— Укупника по сценарию, конечно, не было. Был просто персонаж – звезда, которая попадает в больницу. Я стал думать, кто же это может быть. Если брать какую-то сегодняшнюю звезду, завтра про нее забудут. Как тут угадать? И тут у Алексея Учителя возникла идея: «А давайте Укупнику позвоним!»
Ну и надо отдать должное, Аркадий с большой самоиронией отнесся к своей роли, с удовольствием снимался, нисколько не звездил. И эта его песня «Я на тебе никогда не женюсь» (наверное, единственная, которую все знают) идеально вписалась в картину. Как потом оказалось, у нас на премьере в Выборге были врачи-реаниматологи. Они сказали, что ее ритм идеально подходит, когда делаешь непрямой массаж сердца, и надо это популяризировать: если вдруг придется реанимировать кого-то, напевайте про себя Укупника.
— Расскажите о ваших творческих планах. Что будете снимать, если не секрет?
— Я свою деятельность разделяю так. У меня есть большие творческие проекты – полнометражные картины. «Особенности национальной больницы» – мой второй такой фильм, первым была «Ада». А есть работы, которые, ну скажем так, я отношу к ремеслу – для онлайн-платформ, для телеканалов. Сейчас я перехожу к стадии ремесла. У меня идут пробы на новый проект. Это будет сериал, восьмисерийный жанровый фильм.
— Вы планируете снимать в Рыбинске?
— Свой дипломный фильм «Тигр среди берез» (его можно найти в интернете) я снимал в Рыбинске. И мне бы очень хотелось снять здесь что-то еще. Я всегда рассматриваю наш город как потенциальную локацию для своих историй.
Я наблюдаю: сейчас в Рыбинске все чаще появляются съемочные группы, снимают много сериалов, в том числе исторических, потому что центр у нас стал такой аутентичный.
Кино – это всегда событие для города. И это действительно хорошо – для культуры, для жителей, потому что люди видят внимание к месту, где они живут, и сами участвуют в процессе.
Я сам попал в кинематограф именно благодаря таким съемкам, будучи школьником. Лето, делать нечего, сижу дома, папа мне говорит: «Сходи посмотри – там у нас на вокзале что-то снимают. И я целый день снимался в массовке, бесплатно. Мне так это все понравилось! Потом к нам приезжали снимать «Бумер-2», я убегал из художественной школы, чтобы посмотреть на съемки у «кривого дома» на Горького. Если сегодня пацаны, девчонки вдохновятся кинематографом, начнут заниматься творчеством, это же прекрасно!
Насколько помню фильм по этому сценарию уже был. Зачем ещё один ремейк? А что с фильмом Ада?
В тему. Может в Рыбинске конкурента ВГИКа забацать и киностудтю к нему. Тогда по примеру Ростова его можно будет переименовать в Рыбинск- Нью Васюковский. А то режиссер молодец родину не забывает это радует. И вообще Рыбинск город тесно связан с кино. И с Голливудом есть исторические связи. И фильмы известные снимались. И кино клуб под руководством Крейна уникальный. Так держать.
Не надо ТАК держать! Смотреть всю эту билеберду с трупами и кровью , грубым нарочитым искажением исторической правды, ужастной игрой пвсевдоактеров уже просто больше не возможно!
Так я не о современной кино продукции. Именно продукции в своем большинстве самого низгого разбора. Но даже там есть чтото хорошее. Это лица наших российских женщин. Именно лица. То что они говорят можно не слушать, это сценарий который пишут полуголубые полу пациенты Кащенко. И вообще я писал о Рыбинске и людей которые там несмотря на все там живут. Хотя избыток патриотизма иногда отражается на недостатке чувства юмора. Но и тут это простительно. Рыбинск все же не Одесса. Но тоже замечательный город который не здается.
Если вы видите на современном экране хорошие женские лица, значит, у этих лиц хорошие ноги!
Пришол доброжелатель и все опошлил.