Несколько лет назад началось настоящее возрождение среднего профессионального образования. Колледжи в глазах школьников и родителей набирают популярность. Советских детей пугали: «В ПТУ тебе дорога!» и всеми силами заставляли идти в вуз даже самых ординарных учеников. А сейчас в колледж приходят не только ребята, которые посчитали, что не справятся на «вышке».
Часто девятиклассники с достойным аттестатом решают не терять два года в школе, а быстро получить профессию, начать зарабатывать, обрести самостоятельность. В рыбинские колледжи на денежные профессии программиста, сварщика, автослесаря огромная конкуренция. Обучают будущих профессионалов как молодые мастера и педагоги, так и преподаватели с большим стажем. Знакомимся с двумя ветеранами Рыбинского промышленно-экономического колледжа.
— Бывает, первокурсник приходит с настроем только работать руками: зачем, дескать, мне ваши уроки, парты, теория, учебники. Дайте мне сварочный аппарат! Приходится доказывать, что вся его профессия соткана из физических законов, без их знания он никуда дальше отцовского гаража не продвинется, — рассказывает преподаватель физики Нина Колесникова.
Нина Александровна трудится в колледжах Рыбинска уже полвека, она награждена знаком «Отличник профтехобразования». Окончив в 1970-х заочное отделение пединститута им. Ушинского, она пять лет отработала в ПТУ № 1 (сегодня профессионально-педагогический колледж). Затем перешла в 32-е училище.
Уже 44 года рабочее место Колесниковой – физический кабинет Рыбинского промышленно-экономического колледжа. Здесь она ставит со студентами опыты, доказывая, что физика может быть захватывающе интересна. И напоминает – изучение физических явлений поможет им в профессии.
— На каждом занятии стараюсь связать тему урока с будущей профессией ребят. Привожу примеры из их специальности. Электриков обычно интересует вся электродинамика, постоянный-переменный ток. Сварщиков напрямую касается тема ультрафиолетового излучения при сварке, его связь с электромагнитными волнами. Повара оживляются на теме влажности воздуха. С ними мы обсуждаем, например, почему в микроволновке еда готовится быстрее. Парикмахерам через явление диффузии легче понять принцип окрашивания волос. Говорим с ними, как работают их фены и плойки, — перечисляет педагог. — Так материал легче усваивается, ложится на уже знакомые ребятам моменты. В итоге они даже пишут работы, где исследуют связи своей профессии с физическими явлениями.
Через кабинет физики проходят студенты всех направлений РПЭКа, а их в колледже 11. Ребятам преподают базовый курс предмета, занятия идут по школьным учебникам. Причем глубина изучения зависит от выбранной специальности. У поваров и парикмахеров часов физики меньше. А вот будущие станочники, электрики, сварщики, автомеханики занимаются этим предметом целых два года. И даже сдают по ней экзамен.
Любимый момент Нины Александровны – преображение, когда ее студенты раскрывают для себя гармонию физики, ее пользу. И сами раскрываются, крепнут в уверенности – «Я понимаю! Я могу!»
— Иной мальчишка к доске выходит впервые, в школе, видимо, не вызывали. А потом смотришь – огонек в глазах появляется, все увереннее отвечает, — рассказывает преподаватель. — Уходит страх ошибки. Так, осенью они решают самые легкие задачи. Даже заголовка боятся: «Нет, это же третья сложность, я не справлюсь». А к весне не боятся браться за задания высокого уровня. Мне очень приятно.
Еще более прикладные предметы преподает в РПЭКе Тамара Голованова. С будущими слесарями, сварщиками, электриками, автомеханиками она изучает материаловедение, инженерную графику. И знакомит их с рабочими инструментами.
— Ко мне приходят все технари колледжа. И если совсем просто говорить, я учу их читать чертежи, документы, проекты, не путать марки стали и чугуна, разбираться в погрешностях инструментов: микрометра, штангенциркуля, — перечисляет Тамара Николаевна.
Кроме классических основ черчения, студенты осваивают компьютерную графику. А на материаловедении разбирают свойства и структуру металлов.
— Одни стали хладостойкие, другие – жаростойкие, третьи – стойкие к коррозии. Взяв в руки чертеж с маркой стали, наш выпускник знает ее состав, может предвидеть, как она себя поведет, — поясняет Голованова. — Изучаем процессы термообработки, химико-термической обработки металлов, закалки и хромирования деталей.
И хотя эти предметы для вчерашних 9-классников новые, педагог всегда знает, как протянуть ниточку между темой занятия и жизненным опытом мальчишек, нащупывает зону ближайшего развития.
— Парни к нам приходят рукастые, многие моменты им знакомы. Обращаюсь к ним – давайте различим металлы по цветам. Медь сразу все узнают. Или спрашиваю: паял кто-нибудь? Многие откликаются. Говорю: замечали, что один металл плавится, другой нет? Значит, у них разная температура плавления. И отсюда строю все занятие, — рассказывает педагог.
В колледж инженер-механик Тамара Голованова пришла после РАТИ, и уже 33 года остается в педагогике. Она общается со студентами и вне уроков как классный руководитель. Часто выслушивает печали и откровения своих подопечных – успокаивает, подбадривает, поит чаем.
— Ни дня не пожалела, что здесь работаю. Конечно, тут непросто, и ребята разные бывают. Но мне чаще все же попадаются мотивированные, активные. Бывает, под вечер совсем нет сил. А бывает, иду домой с ощущением полного счастья, с мыслью, что я все делаю правильно, — говорит педагог. – Раньше дочь мне сочувствовала, советовала уходить. А теперь сама возглавляет сельскую школу. Поддалась моему примеру.