Главное Темы 14 ноября 2024 10:00

«Наше дело – труба»

По колено в воде и грязи, горячий пар бьет в лицо, а на улице минус двадцать. Привычная рабочая обстановка для Олега Тютюнова. Два десятка лет он работает слесарем по ремонту и обходу теплотрасс, сейчас – в «Рыбинской генерации»

Без таких, как Тютюнов, батареи в домах подолгу бы оставались холодными, а в кранах бы закончилась горячая вода. Именно слесари-обходчики оперативно обнаруживают место аварии на сетях и минимизируют ее последствия. Рассказываем об их непростых буднях.

Работать руками, дружить с головой

Всю жизнь Олег Тютюнов работает руками. Собирал станки на заводе полиграфмашин, был путейцем на железной дороге, слесарем в пекарне. В 2002 году пришел в котельную компании «Теплоэнергетик», тоже слесарем. А через три года сменил теплые стены котельной на суровые условия улицы, устроившись обходчиком теплотрасс.

— Как-то поспорили с коллегой, чья работа сложнее: в котельной или на улице, на обходе трасс. И на спор поменялись. Так я стал обходчиком, — рассказывает Олег Тютюнов.

Новая работа показалась ему непростой, но интересной.

— Здесь постоянно нужно работать головой. От твоих действий зависит и собственная безопасность, и комфорт большого числа людей: жителей домов и даже автомобилистов. Теплотрассы часто проходят под дорогами, и на них случаются утечки. Есть ведь разница: перекрыть из-за аварии небольшой участок или весь перекресток, — продолжает слесарь.

С градусником и ломом

Рабочий день слесаря-обходчика начинается ранним утром. А когда он закончится, порой не понятно. В отопительный период люди не уходят домой до тех пор, пока не устранят аварию и не восстановят теплоснабжение.

В последнее время объемы работы у обходчиков выросли. Часть Скомороховой горы, центр – от Пушкина в сторону Стрелки, Слип, Мариевка, Ягутка, Военная база, сети котельных «Сельхозтехника», «Софьи Перовской», «Призма»… Полгорода обслуживают всего 16 обходчиков.

В ведении Тютюнова – теплотрассы на Слипе.

— Проходим свой участок по всей длине, открываем люки и проверяем, все ли в порядке. Ежедневно так наматываем километров по пять. Летом меняем запорную арматуру, если она испорчена. Смазываем штоки на задвижках, — перечисляет специалист.

У обходчика при себе всегда лом – открывать люки – и контактный термометр – мерить температуру на трубах. Он смотрит, соответствуют ли показания нормативу.

Подземные сети опытные обходчики знают как свои пять пальцев. Где плохие трубы с горячей водой, где проблемные участки на сетях отопления.

— Если ночью поднимут и спросят: такой-то номер камеры, что там может быть не так, из-за чего течь, то я объясню, где рабочая арматура, а где нет, как перекрыть воду, — рассказывает Олег Тютюнов.

Специалисты на трассе постоянно на связи с котельными. Там фиксируют падение давления или повышенный расход воды – все это признаки того, что где-то рванула труба. Плюс диспетчеры «Генерации» принимают обращения от жителей о том, что где-то парит или из-под земли бьет фонтан.

Обходчики выходят на место, определяют участок, где именно случилась авария. И уже с подачи обходчиков начинаются раскопки.

— Явный признак аварийной ситуации – жарко в камере. Светишь фонариком, оцениваешь обстановку. Бывает, что камера затоплена. Как откачать или выпустить воду, где отключить. Воды внизу нет? Возможно, утечка где-то посередине, между камерами. Тонкостей в работе очень много, нужно все взвесить, ведь от этого зависит результат, — говорит обходчик.

Герои в балаклавах

Условия работы на трассе не из легких. Часто по колено в воде, в грязи, в любую погоду: и в дождь, и в снег, и в мороз.

— Зимой, например, в теплокамере температура плюс тридцать, а на улице — минус двадцать. Там вымок, вспотел, а вылез наружу — покрылся ледяной коркой, — рассказывает о буднях слесарь. — Открываешь люк, залезаешь в камеру – и дыхание перехватывает от горячего пара. Здорово нас выручают балаклавы. На ногах — сапоги-пенки. Одни на все случаи жизни: и зимой, и летом. Не промокают и теплопроводность не такая, как у резиновых или кирзачей – в тех бы сразу сварился.

Со временем в Рыбинске обновляется оборудование на теплотрассах. На смену задвижкам пришли шаровые краны, сильно облегчив жизнь слесарям. Перекрывать подачу ресурса стало проще и быстрее. К диагностике привлекается цифровое оборудование.

— На «магмовской» трассе, от Расплетина до Луговой, проложили современные сети ППУ. Из-под земли выходит труба с замком. Техник с ноутбуком приезжает, подключается, и прибор показывает, где утечка, — говорит обходчик.

И тем не менее с возрастом работать становится сложнее.

— Тяжеловато лазать в колодцы, лопатой копать, проходить большие расстояния. Сейчас бы уже снова поменялся работами со слесарями из котельной, — улыбается Тютюнов. — У нас среди обходчиков всего двое молодых парней, в основном люди постарше, за пятьдесят. Сложные условия труда плюс постоянные переработки не привлекают молодежь в нашу профессию.

Однако, несмотря на все минусы, слесарь говорит – работа ему нравится. Среди хороших моментов он выделяет… общение с людьми. В шутку коллеги-обходчики даже называют Тютюнова замдиректора по работе с общественностью.

— Подойдет, бывает, к люку бабушка. Сначала ругает нас на чем свет стоит, а я с ней поговорю, она и оттает, — рассказывает он. — Но случалось, что и с лопатой на нас кидались. В прошлом году пьяный озлобленный мужик собаку спустил. Жители часто обвиняют нас в том, что дома у них холодно. И не понимают, что мы-то, наоборот, несем им комфорт и тепло. Хотелось бы больше понимания от людей.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
житель Рыбинска 11:36 | 14 ноября 2024

Обходчик не слесарь — ремонтник ,а тут всё вкучу.Вот и состояние теплосетей в п.Слип этот обходчик явно не увидел,бывает ,только жители Слипа замерзают.А в остальном всё хорошо ,всё хорошо.

    Тоже житель Рыбинска 16:56 | 14 ноября 2024

    Может, он на две ставки? И лисопеда у него нет?

Сергей 17:10 | 14 ноября 2024

Обходчик это хорошо. А вот на улице Восточной теплосеть идёт по воздуху. Вроде и обходчик не нужен. Хочу сказать про аварийную службу Рыбинской генерации. При подаче отопления в октябре у дома 4 появился свищь, хлестала вода на стену дома. Звонили каждый день, проехали ремонтировать только через 3 недели. С 6 ноября аналогичный свищь у дома 5. Звоним каждый день, результата НОЛЬ. Отвечают, что включают в план работы, то «вышки» нет, хотя свищь на уровне лица человека. Мне кажется, что аварийная служба, должна такие вопросы решать оперативно. А нам отвечают, что все силы в подземных трассах. Что то здесь не правильно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме