О новой схеме теплоснабжения города, новых условиях труда для работников, новых источниках финансирования и новых подходах к раскопкам – в интервью с генеральным директором компании Джамшедом Рахимовым.
— Джамшед Кахорович, расскажите о вашем опыте работы, который может пригодиться в Рыбинске.
— Общий трудовой стаж у меня – 27,5 лет с учетом службы в Вооруженных силах. Из них в сфере ЖКХ – 16 лет.
В концессиях ЖКХ я начал работу в 2017 году. Ранее был занят в структуре Росводоканала. В концессию водоснабжения Волгограда пришел в качестве главного инженера, потом стал директором по капитальному строительству. Совмещал должности директора по капстрою в концессиях по водоснабжению и теплоснабжению Волгограда. Там мы проделали большую работу: переложили порядка 70 км магистральных сетей теплоснабжения, 172 км водопровода, 50 – канализации, построили при мне 4 блочно-модульные котельные, провели реконструкцию и модернизацию 87 станций воды и канализации. Это огромный объем строительной и инженерной работы, учитывая особенности Волгограда, например, рядом с нашими объектами расположены объекты культурного наследия, воинские захоронения. Работали на больших глубинах – до 32 метров, из-под земли доставали бомбы времен ВОВ, останки наших бойцов и немцев. Кроме того, там мы создали эффективную центральную диспетчерскую службу, вывели цифровизацию на высокий уровень.
Потом я был назначен первым замом в концессии водоснабжения Геленджика. Стоял у начала реализации большого федерального проекта, который продолжается до сих пор – «Чистая бухта». Оттуда перешел в Росводоканал в качестве директора по строительству. И вот получил приглашение в Рыбинск. Убежден, мой опыт работы в концессиях пригодится здесь.
Я счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом. Для меня сложный проект – это интересный проект. Это вызов, это возможность профессионального роста, совершенствования личного мастерства.
— Перед тем как принять предложение возглавить «Рыбинскую генерацию», вы наверняка ознакомились с ситуацией в сфере теплоснабжения в городе. Как вы ее оцениваете?
— Сегодняшняя ситуация близка к критической. Инженерное состояние сетей, мягко говоря, сложное. Мы фиксируем огромные потери: протечки на сетях, котельные работают в неэффективном режиме эксплуатации, на полухолостом ходу.
С концессией в Рыбинске тоже сложилась не совсем типичная ситуация. Концессионером выступает ООО «Рыбинская генерация», есть концедент в лице городской администрации, третья сторона соглашения – регион. Но изменился собственник. Изначально это была ТГК-2, теперь – МБУ «ДЭС». Очевидно, что бюджетное учреждение не может выделять средства для исполнения инвест-программы «РГ».
Кроме того, значительный объем накопленных годами долгов (за газ, за покупную теплоэнергию) не позволяет компании развиваться.
Наша первая задача – разработать стратегию по выводу предприятия из сложного финансово-экономического, производственного, инвестиционного состояния. Предстоит колоссальная комплексная работа, требующая огромного напряжения сил. Мы с Дмитрием Менькиным, новым главным инженером, к этому готовы – понимали, куда идем.
— У вас есть конкретные идеи, как переломить ситуацию?
— Чудес не бывает, в одночасье сделать это не получится. Готовых рецептов здесь тоже нет. Их мы будем изобретать сейчас.
Однозначно будем менять схему теплоснабжения Рыбинска. Это базовый документ, разработать его мы должны до конца апреля. За эти три месяца нам необходимо четко определить состояние дел – поставить диагноз. Далее будем осуществлять реанимационные действия в отношении предприятия. Нам предстоит разработать новые решения по перекладке сетей, изменению режима работы котельных, насосных станций.
Ключевой момент – источники финансирования. При этом надо понимать, что схема «вложим чуть-чуть, а потом тарифом эти средства возвратим» не сработает. Инфраструктура настолько изношенная, что денег нужно много. Много и сразу.
Заемные средства сейчас стоят очень дорого – банки предлагают кредиты под 40 процентов. Ни один бизнес не дает таких результатов. А значит, этот вариант не подходит. Остаются механизмы привлечения бюджетных средств. Именно в эту сторону будем двигаться. Для этого нужно заручиться поддержкой представителей различных властных структур.
Параллельно будем решать другие проблемы. В «Рыбинской генерации» критическая ситуация с рабочими кадрами, с профессионалами в своей отрасли. Еще одно больное место — инженерные, юридические, финансовые специалисты. А кадры, как мы знаем, решают все. Поэтому одна из приоритетных задач – создать людям нормальные условия труда, предоставить возможность зарабатывать достойные деньги. Средства на улучшение условий труда, я уверен, удастся выделить из бюджета предприятия. Даже в маленьком водоканале Геленджика мы нашли деньги, чтобы сделать хороший ремонт для работников.
— Какие инструменты есть у вас для привлечения, как вы говорите, очень серьезных средств в Рыбинск?
— Как я уже говорил, будем работать над привлечением бюджетных средств. Здесь важно взаимодействие с коллегами из администрации города и региона. Через совет директоров предприятия будем выходить на федеральные органы власти – на первом этапе для получения консультаций, далее – для включения Рыбинска в государственные проекты. Это задача для совета директоров, в том числе для новых его членов Дмитрия Хомченко и Михаила Никольского – у них есть огромный управленческий опыт и понимание всех процессов.
Нам нужно привести в Рыбинск федеральные деньги и начать перекладывать сети в больших объемах.
— Включение в госпрограммы – не быстрая история. В то же время люди хотят видеть результат как можно скорее: жить в теплых квартирах, с горячей водой, не страдать от аварий, отключений и огромного количества раскопов на улицах.
— Чтобы войти в федеральный или нацпроект, нужен как минимум год. Понимая это, вместе с регионом и городом будем уже сейчас искать средства на замену труб на самых проблемных участках.
Кроме того, мы хотим изменить подход к восстановлению благоустройства после раскопок, а заодно — и восстановлению уважения к компании со стороны жителей. Начнем с резонансных участков: где большой транспортный поток, возле учреждений соцсферы, в историческом центре.
Кроме того, в дальнейшем будем искать варианты, чтобы ремонт сетей проводить комплексно, от и до: с восстановлением канала и асфальтированием.
Люди хотят видеть нашу работу, понимать, за что они платят деньги. Мы общались с председателем Муниципального Совета на тему информационной открытости. Планируем проводить встречи с жителями, объяснять, разбираться вместе в существующих проблемах, получать обратную связь.
Будем искать средства на замену труб ! Менять шило на мыло это тупиковый путь.Нужна модернизация и внедрение новых технологий а в мыслях нового руководства этих направлений нет.Нужно вернуться к проекту ПГУ — 230 ,это первое.Пора уходить о применении стальных труб на теплотрассах и начинать применять на теплосетях полимерные трубы из сшитого или термостойкого полиэтилена.Полимерные трубы на теплосетях работают не менее 50лет при температуре до +160 градусов .