Главное Темы 20 февраля 2025 10:00

Главный по цехам

История о том, как инженеру наскучили заводские будни и, мечтая о творчестве, он пришел в театр

Беседуем с Иваном Тихомировым, заведующим художественно-постановочной частью в Рыбинском драматическом театре.

Человек с завода

Лет до тридцати судьба вела Ивана дорогами, исхоженными сотнями и тысячами рыбинцев. Школа, РГАТУ имени Соловьева, моторостроительный завод. После вуза в 2015 году он пришел в 711 цех «ОДК-Сатурн» мастером производственной группы. Восемь лет проработал в этой должности, после чего перевелся на должность замначальника по производству в другой цех. Молодого специалиста ценили, карьера складывалась, платили хорошо, но все равно чего-то не хватало. Душа просила творчества, тянуло в кино, признается Тихомиров. После работы парень занимался съемкой и монтажом видеороликов.

— В театр я попал, можно сказать, случайно два с половиной года назад. В 30 лет пришел зрителем на спектакль и с первых минут был поражен: как играет Сергей Шарагин! У меня открылся рот: «Вау, это интереснее, чем кино!» — вспоминает Иван. — С тех пор я стал регулярно ходить в театр, спектакли цепляли за душу. А когда с экскурсией посмотрел закулисье, впечатлился еще больше. Сколько «невидимых» людей, помимо актеров и режиссера, создают эту новую реальность на сцене!

Окончательно осознав, что однообразные будни цеха не для него, Тихомиров уволился с завода.

— Однажды в ленте выскочило объявление: в театр требуется помощник режиссера. Я пришел. На работу меня приняли сразу после собеседования, — смеется Тихомиров.

На новом месте ему пригодился опыт работы на большом предприятии.

— На заводе у меня была группа участков: фрезерный, шлифовальный, слесарный, полировочный, станки с ЧПУ. Тут принцип такой же: звукоцех, светоцех, видеоцех, бутафорский цех, декорационный, столярный, костюмерный, постижерный. В театре ценен навык коммуникабельности, потому что общение с людьми и там, и здесь идет непрерывно.

 

Начал с «Женитьбы»

Первым для новоиспеченного помрежа стал спектакль «Женитьба 2.0», который ставил режиссер Александр Созонов.

— Я многое открыл для себя именно на этом спектакле – технически сложном, со множеством декораций, сложных решений по свету, звуку, видео, которые должны работать очень слаженно, — говорит Иван.

Справившись с задачей, буквально через месяц он получил повышение – до заведующего художественно-постановочной частью. Иван Тихомиров признается: он благодарен опытным работникам театра, профессионалам, которые всегда готовы помочь советом.

Универсальное производство

Каждый спектакль – новые вводные. Работа цехов над спектаклем начинается с того, что художник-постановщик знакомит с дизайном постановки по эскизам или создает 3D-модель сценического пространства. Задача технических специалистов – воплотить его видение в жизнь, чтобы декорации выглядели красиво, были сделаны надежно и с минимальными затратами.

Все, что мы видим на сцене – стеллажи, двери, карнизы, лестницы, картины на стенах и пироги на столе, – сделано руками театральных мастеров.

— В театре работают такие универсалы, которые могут и мебель сделать, и дом построить, если понадобится, и все это вдобавок сможет легко перемещаться по сцене, — рассказывает Иван. — Раньше я работал на заводе, мы производили авиационные двигатели. Здесь тоже производство, только результат нашего труда – спектакли – виден раньше, и масштабы процессов иные. В зависимости от сложности декораций, на производство спектакля требуется от двух месяцев и больше.

 

Экономные трансформеры

Все декорации – металлические, деревянные, текстильные — создаются в цехах РДТ.

— Закупаем материалы, брус, фанеру, металлопрофиль, сами режем, монтируем. Вот, к примеру, лестница из спектакля «Шальные тетки»: за исключением вензелей на перилах, наши мастера все сделали самостоятельно, — рассказывает завпост. — Металлоконструкции, как правило, сборные — на винтах. Все потому, что их требуется быстро воздвигнуть, компактно хранить, возить на гастроли.

Бывает, что одна конструкция используется в разных спектаклях. Однако, как и артист, она играет новую роль и до неузнаваемости преображается. Сегодня железная громадина – это два этажа в богатом доме «шальных теток», а через день – промышленная лестница в спектакле «Голоса цеха. Испытатели».

— Я всегда выступаю за трансформацию. Это экономия ресурсов (материалов, времени на создание) и места для хранения, которого у нас дефицит, — считает Тихомиров.

Сценическое пространство модифицируется на каждый спектакль. Процесс занимает от часа до пяти. Когда спектакль заканчивается, на сцену вместо актеров выходят монтировщики. И еще часа три разбирают декорации, чтобы уже завтра воздвигнуть новые.

— Когда я сидел в зале зрителем, то даже не подозревал, что на сцене и за ее пределами производится такой объем работ! — восклицает завпост. — В подготовке спектакля занято около двух десятков технических специалистов: художников-бутафоров, художников-декораторов, столяров, костюмеров, парикмахеров, гримеров, работников звукового, осветительного, видеоцехов, монтировщиков.

Новации и архаика

Около года назад в театре появился видеоцех. Современные технологии стали активнее применяться в спектаклях, делая их зрелищнее. Зрители могли оценить их в «Женитьбе 2.0», «Голосах цеха», «Евгении Онегине».

Интересным решением Иван Тихомиров считает непрерывную съемку во время спектакля и трансляцию со сцены на большой экран:

— Даже если я сижу в дальнем ряду, то мне будут заметны малейшие изменения мимики артистов – без всяких биноклей.

Еще одно новшество для Рыбинского театра – видеопроекция персонажа на сцену.

— В спектакле «Евгений Онегин» Татьяна пишет письмо – вслух обращается к образу возлюбленного, к его проекции, которая транслируется на сетку. Нестандартный ход для нашего города. В Москве, других крупных городах подобные технологии применяются давно, и мы тоже будем стремиться вводить их в спектакли. Главное, чтобы зритель принял, — рассуждает завпост.

В «Евгении Онегине» театралы отметили и необычные минималистичные декорации – прямоугольные призмы с подсветкой.

— Эта подсветка играет как дождь, как снег, как опавшие осенние листья. Творческая задача реализуется с помощью компьютерных технологий: освещение синхронизируется с видеопроекцией, например, капли дождя, которые я вижу на видео, повторяются светодиодной лентой. Достаточно сложное решение, с которым я столкнулся впервые, — рассказывает специалист.

Задействованы на сцене и, напротив, очень старые технологии и механизмы. Некоторое оборудование работает с момента постройки здания, с 1960-х годов: нижняя механика сцены, поворотный круг. Занавес, как и в давние времена, в РДТ открывают с помощью ручной лебедки: стоит человек и крутит ручку. Элементы декораций и некоторые световые приборы спускаются и поднимаются на штанкетах – и это тоже ручной труд монтировщиков. Чем тяжелее конструкция, тем больше сил должен приложить человек, чтобы сдвинуть ее с места. Нюанс в том, что во время спектакля успеть нужно в строго определенный момент: по реплике актера или сигналу помощника режиссера.

— У ручной механики есть большой плюс – бесшумность. Любая электролебедка работает со звуком, и он может сломать атмосферу спектакля. Однако штанкеты с софитами хотелось бы перевести на электротягу, чтобы кнопочку нажал – и конструкция поехала, — говорит Иван Тихомиров.

Театральное ПТУ

В декабре прошлого года Иван Тихомиров принял участие в проекте «Театральное ПТУ». Это интенсивный курс повышения квалификации для технических специалистов театров, организованный Союзом театральных деятелей России. В Москву приехали двадцать человек из разных регионов страны.

— Мне посчастливилось пройти обучение в «Театральном ПТУ», первой в России школе для заведующих постановочной частью. Нашим профессиям (осветители, звукорежиссеры, видеографы) почти нигде не учат, и в большинство театров люди на технические должности приходят «с улицы», — рассказывает Иван.

Курс состоял из 70 часов лекций, участники знакомились с передовыми технологиями в области сценической механики, театрального света, звука и мультимедиа, театрального конструирования, сценографии. Учащиеся побывали в Большом театре, Театре имени Вахтангова, Театре на Бронной, театре «Маска» в МДМ, в мастерских «Сценический портал» и других знаковых театрах.

— Потрясающие впечатления оставил Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко – огромный по площадям, гениально оснащенный: у них даже есть собственная «река» под сценой, вода из которой используется во время спектаклей, — делится завпост. — Куратором курса выступил Максим Чепиль, технический директор театра «Маска», очень талантливый и опытный специалист. Он охотно делился с нами лайфхаками из своей богатой практики, порадовал посещением мюзикла «Последняя сказка». Это грандиозное шоу мы анализировали именно с технической стороны. Полученные знания пригодятся здесь, в Рыбинске. Более того, мы продолжаем общаться с участниками курса, с куратором, задаем вопросы, обмениваемся опытом, советами, наработками.

Иван Тихомиров не устает повторять: Рыбинскому театру есть куда расти, многое предстоит преобразовать, обновить, развить.

— Хотелось бы вырастить цеха, сформировать команду крепких специалистов. Проработав в театре почти год, я понял, что сюда приходят единомышленники, творческие люди, которые любят искусство и свою работу. Я ни разу не пожалел о том, что ушел с производства. Каждый день в театре дает новый опыт, новые вызовы; гастроли, поездки, знакомства с режиссерами, художниками, артистами. Все это вдохновляет, заставляет учиться, меняться и идти вперед.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
житель Рыбинска 18:31 | 20 февраля 2025

Было бы удивительно если б актёр ушёл работать в механический или литейный цех !

    Тоже житель Рыбинска 19:53 | 20 февраля 2025

    Ну, работают же актеры в самых высоких сферах, и ничего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме