Весной 125 лет назад на левом берегу рыбинской Волги построили слип – сооружение для подъема и спуска судов на воду. Так начинался один из старейших заводов Рыбинска – Верфь братьев Нобель.
Подобных механизмов в начале 20 века не было даже в таких крупнейших гаванях, как Астрахань и Нижний Новгород. Они позволяли не только легко достать суда для починки, но и установить их на продолжительную зимовку – что в условиях сокрушительного волжского ледохода было очень актуально. И механизм этот развернули даже не на производстве, а при мастерских по ремонту судов. Такую расточительность могли позволить себе лишь нефтяные магнаты.
История братьев Нобель в Рыбинске начинается в 1893 году, когда в городе появилась контора «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель». Она занималась торговлей керосином, маслом, нефтью, поступавшей из Астрахани и Баку. К 1900 году были построены нефтесклады в поселке Копаево.
В начале ХХ века на ярославских и рыбинских нефтескладах соорудили 113 нефтяных резервуаров общей емкостью 150 тысяч пудов. Нефтепродукты с них отправлялись в 39 российских городов и за границу.
Вид с Волги на нефтяные склады братьев Нобель и мельницу Галунова, Копаево, 1910 г.
Для перевозки Нобели целенаправленно создавали свой нефтеналивной флот, его требовалось обслуживать. Для этого в деревне Лосево – как раз напротив копаевских нефтяных складов – товарищество возводит судоремонтное предприятие. Строительство мастерских «для поддержания флота в хорошем со- стоянии» началось в 1904 году. Тогда в Рыбинске и установили слип – первое в России инженерное сооружение для подъема и спуска судов на воду. А уже в 1907 году впервые произвели подъем судна на берег.
Как сто лет назад описывали, что такое слип и для чего он нужен. Читаем в книге 1914 года «30 лет деятельности Товарищества братьев Нобель 1879-1909». Оказывается, нефтяные магнаты в Рыбинске «применили совершенно новые приемы и скомбинировали сооружения, до сих пор в России невиданные». В книге называют такие даты: слип построили в 1905-м, функционирует он с 1908-го.
— Товарищество бр. Нобель применило совершенно новые приемы и скомбинировало сооружения, до сих пор в России невиданные. Близ рыбинского склада Товарищества у деревни Лосево было избрано удобное место с приглубым, отлогим берегом. На берегу уложено 10 пар рельсовых путей, спускающихся в воду на значительную глубину и укрепленных на дне реки подводным бетонированием. Это так называемый «слип» – сухой док, — описывает книга.
Затем читаем о принципе действия сложного механизма.
— По рельсам спускаются в воду 10 вагонеток с гидравлическими домкратами. На спущенные в воду вагонетки наводится судно, они с помощью электрических лебедок, поставленных в противоположном конце слипа, поднимаются по рельсам на берег. Это судно садится на платформу вагонеток точно так же, как оно плавало в воде, и так втаскивается на берег. По сети уложенных рельсов судно переводится на любое место, где под него подкладываются клетки. А вагонетки вновь спускаются в воду за другими судами, — читаем в источнике.
механизм слипа сегодня
Узнаем мы и о мощностях новинки – сколько там поместится судов.
— На слип все его рельсовые пути могут поместить до 60 судов, длиною до 35 сажень каждое. Для их ремонта устроены специальные мастерские. Слип служит для северного каравана Товарищества прекрасным спокойным местом зимней стоянки судов в полной безопасности от аварий во время ледохода. Есть возможность ежегодного осмотра и ремонта подводных частей судна.
26 октября 1907 года на слипе в Рыбинске подняли первое судно. 11 марта 1908 года предприятие вышло на рынок судоремонта на Верхней Волге. В этот день в газете «Вестник Рыбинской биржи» было напечатано объявление местной конторы «Товарищества братьев Нобель»: «С открытия навигации в Рыбинске открывается сухой док для ремонта судов, не превышающих длиной 38 саженей и шириной 16 аршин».
Это стало настоящей сенсацией – слипа еще не было ни в одной гавани России. А потребность в таких чудо-механизмах была огромной, особенно с наступлением зимы. Корабли нередко уходили на зимовку вдали от родных берегов, им требовалось убежище, некий отстойник.
— Близ Рыбинска отсутствовали естественные затоны или гавани, удобные для зимней стоянки судов. Слип построили еще и за неимением на Верхней Волге ни одного удобного дока, — пишет автор книги «30 лет деятельности Товарищества братьев Нобель 1879-1909».
Весной на воде судам грозил сокрушительный волжский ледоход. Приведем свидетельство весенней катастрофы 1913 года.
— В 1912 году вследствие ранних заморозков и ледостава на Волге (8-10 октября) у Рыбинска зазимовало до 400 судов хлебного каравана. За неимением хорошего и удобного затона в Рыбинске, за исключением р. Черемухи, куда ставят порожние суда, весь почти караван остался под быком и у Михайловских амбаров на открытом плесе. Для защиты каравана зимой были построены на счет казны до 20 ледорезов, их оборудование обошлось в 28 тысяч рублей. Но весна оказалась ранней и почти небывалой. Ледоход у Рыбинска начался ночью на 15 марта. Ледорезы, построенные инженерами для защиты каравана, оказались слишком слабыми даже для того, чтобы не только охранять караван, но и удержаться самим от напора льда. Их опрокидывало льдом, стоящие за ними суда срывало льдом с причалов, уносило и ломало в щепки. Унесенных судов насчитывают до 150; из них многие изломаны. Мимо Кинешмы со льдом несло до 40 судов, мимо Нижнего более десятка, остальные или перенимались на плесе выше Нижнего, или застряли у берегов. Судовладельцы от рыбинской катастрофы понесли большие убытки – более миллиона рублей в сумме, — читаем в справочнике начала XX века «Волжские затоны».
Как видим, в Рыбинске судам зимовать было особенно негде. И чудо-слип виделся нашим предкам настоящим спасением от подобных катастроф.
— В Рыбинске на левом берегу находится «Слип», устроенный Товариществом бр. Нобель – с вагонетками на рельсах, с электрической передачей. Он предназначен для ремонта баржей и пароходов. Суда, вытащенные для ремонта, остаются на слипе до весны. После ремонта суда спускаются в реку очень скоро. Taкиe слипы желательно бы иметь и в других местах Волги, например, в Н. Новгороде и Астрахани. Единственный недостаток слипа – высокая стоимость оборудования, — продолжает справочник.
Но ремонтом и зимовкой судов Нобели решили не ограничиваться. Через три года мастерские превратили в производство – в 1911-м здесь появились чугунно-литейный цех, деревянный склад, плаз (помещение для гигантского чертежа судна). Обновили оборудование механического цеха. Так мастерские стали судостроительным заводом. Первыми здесь построили паровой винтовой разъездной катер «Мошка» мощностью 25 л.с. и баржу «Княжна Евпраксия» грузоподъемностью 200 тысяч пудов. В 1908-17 годах возвели первые волжские пароходы: «Комар», «Шмель», «Тунгус».
катер «Информатор», построенный на верфи Володарского в 1930-е
Накануне первой мировой войны на Волге возник мощный нефтеналивной флот. К 1917 году в Рыбинске отремонтировали и построили 22 самоходных судна, 17 барж и шаланд; отремонтировали 185 нефтеналивных барж, 77 служебных и вспомогательных судов, 60 буксирных и 28 товарно-пассажирских пароходов.
В 1918-м нефтеналивной флот Нобелей национализировали вместе с рыбинским слипом. В трудные послереволюционные годы завод балансировал на грани выживания. До 1921 года здесь работали 300 человек, они «прекратили строительство новых барж, лишь обслуживали нужды речного транспорта: ремонтировали или переоборудовали 7 пароходов и 10 нефтеналивных барж», — пишет старожил завода Иван Лютиков.
В 1923 году завод получил статус судостроительной верфи, ему присвоили имя Володарского в честь погибшего партийного деятеля. В 1927-м сдали нефтеналивной теплоход «Максим Горький» грузоподъемностью 600 тонн и двигателями 480 л.с.
В 1930-35 годы у завода наступила вторая молодость. Здесь возвели каменный корпусный цех с плазом, механический и литейный цеха, водонапорную башню с насосной станцией, центральный склад, котельную. Это был огромный шаг вперед – теперь на заводе появилось механическое производство. Создавать стали не только корпуса, но и судовые механизмы с нуля. А самое главное, двигатели – вплоть до главных паровых вертикальных машин тройного расширения мощностью до 200 л.с.
После чего на заводе построили 30 нефтеналивных барж и семь буксиров. В 1939-м спустили на воду буксирный пароход «Иван Гудов» – первое для предприятия судно не с клепанным, а с цельносварным корпусом. Так начиналась новая страница в жизни завода.
рабочие завода Володарского, 1923