Темы 24 марта 2025 10:00

Дикий мед

Рассказываем, как можно расширить семейное дело, заключив социальный контракт на развитие бизнеса

Виктор Дмитриевич Читалов

Елена Чернова – продолжательница семейного дела, начало которому положил дед. Она держит пасеку и занимается продажей меда. В прошлом году Елена подписала соцконтракт, на полученные деньги купила медогонку и современные домики для пчел. В планах – расширить пасеку и попробовать добывать дикий мед.

Полезная традиция

Семья Елены Черновой занимается медом уже двадцать лет. Начало положил дедушка Виктор Дмитриевич Читалов. Сначала он держал несколько пчелиных домиков в огороде частного дома в Заволжье, затем перевез пасеку в деревню Чайлово под Рыбинском. Это местечко находится вдали от дорог, на окраине векового леса. Место чудесное, для пчел там приволье.

Активный пенсионер успевал и на пасеке управляться, и на рынке медом торговать. После того как его не стало, начатое дело продолжили дети.

Как только наступает весна, родители Елены отправляются на пасеку, выставляют домики, выпускают пчелок, чтобы те совершили облет и собрали нектар с первоцветов, ивы, которая в наших краях зацветает одной из первых.

Пока собственным медом семья лакомится сама.

— Свой мед немного другой по вкусу, более терпкий, отличается от привозного, — рассказывает Елена.

Ей есть с чем сравнить. Семья уже двадцать лет продает мед на рынке. В основном южный, привозной – каштановый, акациевый, гречишный. При этом многие покупатели мечтают попробовать местный мед, собранный в Ярославской области. Именно поэтому они решили, что пора расширять пасеку, собирать больше своего меда и продавать его горожанам.

На этом этапе Елена взялась за дело всерьез. Она давно знала, что государство дает предпринимателям деньги на открытие или развитие бизнеса, и решила оформить соцконтракт для того, чтобы приобрести все необходимое.

Громова обратилась в департамент по социальной поддержке населения, подробно рассказала, зачем нужны деньги.

— Специалисты были вежливы, с одобрением отнеслись к моей идее о расширении пасеки. До меня горожане обращались с подобными проектами, но редко, — рассказывает Елена.

Она по профессии бухгалтер. Ей не составило труда написать бизнес-план, рассчитать, на что именно будут потрачены деньги, прикинуть примерный годовой план продажи меда в точках сбыта, объем продукта, реализуемого за месяц, общие доходы от пасеки и расходы на ее содержание.

— Я насытила этот документ цифрами, расчетами до такой степени, что специалисты департамента даже удивились. В силу профессии я привыкла вникать в финансовую сторону дела, — говорит о подготовке документов предприниматель.

Еще Елена прошла компьютерный тест со множеством вопросов на разные темы – от аналитики и бухгалтерии до психологии и системности мышления.

— Здесь пришлось поволноваться. Честно говоря, не слишком понимаю, зачем этот этап нужен. Возможно, для того, чтобы отсечь неблагонадежных соискателей? Как бы то ни было, необходимый уровень баллов я набрала, и в результате соцконтракт мне одобрили, — рассказывает она.

Южные пчелы добрее

По соцконтракту Елена получила 350 тысяч рублей. На эти деньги заказала через интернет необходимое оборудование, в том числе электрическую медогонку, прибор для проверки влажности.

— Автоматическая медогонка нужна для того, чтобы быстро выкачивать мед из сот. Уровень влаги нужно контролировать, чтобы понять зрелость меда. Если не дать пчелам его качественно обработать, высушить, то он попросту забродит, — рассказывает предприниматель.

Также она приобрела несколько современных домиков для пчел. Они более легкие, мобильные по сравнению с теми, что уже есть у пасечников, а еще внутри снабжены специальными рамками, что облегчает сбор готового меда.

Всю зиму отец Елены готовил пятнадцать новых пчелиных «апартаментов» — покрывал маслом изнутри, просушивал. Весной туда запустят новоселов.

— Дополнительных пчел купили у знакомых поставщиков меда в Шашково. Взяли южную породу. По сравнению с нашими, среднерусскими, они менее агрессивные, — говорит Елена. — В итоге пасека должна увеличиться вдвое.

Еще она мечтает попробовать добывать дикий мед. Для этого купила две бочки для пчел. Весной планирует поставить их прямо в лесу.

Дикий мед пчелы делают из пыльцы, собираемой с лесных растений, в том числе с сосен. Внутри бочки они наращивают его в виде «языков» – длинных сладких лент. Такой мед должен обладать особенным вкусом и ароматом.

— Главное, чтобы медведь его не съел, — смеется Елена.

Она вместе с родителями с нетерпением ждет, когда пчелки примутся за работу, чтобы увидеть и попробовать результаты своих стараний.

Елена надеется, что своего меда хватит на продажу. Это план минимум. Ее заветная мечта – развивать родовую пасеку, продавать мед под собственным семейным брендом.

— Хочу заказать историческую вывеску для нашей торговой точки на Мытном рынке. Пока в раздумьях, какой она должна быть. Важно, чтобы вышло не очень дорого. Хочется предложить наш мед туристам. Возможно, в какой-то стилизованной упаковке с символикой семейной пасеки, — делится планами Елена.

Она старается вывести семейный бизнес на новый уровень. Считает, что кормить людей хорошим медом – благородное занятие.

— Общеизвестно, что мед очень полезен, в нем вся таблица Менделеева. Но, оказывается, разные виды этого продукта помогают от разных заболеваний. Например, гречишный мед показан при низком уровне железа в организме, каштановый – при проблемах с венами, акациевый можно употреблять даже диабетикам, — рассказывает Елена.

В дальнейшем она хочет попробовать развивать такую услугу, как «сон на ульях». Это когда под домиками пчел обустраиваются лежаки, где люди отдыхают. Они слышат успокаивающее гудение насекомых, вдыхают запах прополиса. Такой отдых помогает расслабиться, снять стресс, полезен в качестве профилактики заболеваний органов дыхания, ОРВИ.

Планов у Черновой много. И она уверенно идет к своим целям.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме