Темы 27 апреля 2025 13:00

От ордена Ленина до расстрела

Вспоминаем Георгия Королева, директора завода №26, строителя ДК «Авиатор»

История Рыбинска хранит много славных имен и событий. Одни оставили свой след широким и громким, других вспоминают, лишь соприкоснувшись с музейными документами

Вот, например, самое крупное и знаменитое предприятие в Рыбинске «ОДК-Сатурн», бывший Рыбинский моторостроительный завод, бывшие п/я 26 и Рыбинское объединение моторостроения, а еще раньше — завод «Рено». Самым знаменитым руководителем этого завода стал Павел Дерунов, назначенный директором в 1960 году. Между тем в разные периоды предприятием руководили достаточно яркие личности, чьи судьбы похоронены в архивах. Порой совсем не в переносном смысле слова «похоронены».

Георгий Никитич Королев назначался директором авиационного завода № 26 им. В.Н. Павлова в Рыбинске дважды — с 1931 по 1933 и с 1935 по 1937 год. Именно при нем начали запускать конвейер и строить Дворец культуры «Авиатор».

Георгий Королев. Фото из архива Международного «Мемориала».

Он родился в 1889 году в деревне Гридинской Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьян, окончил сельское начальное училище, подрабатывал по найму в крестьянских хозяйствах. Затем – молотобоец и слесарь на Коломенском паровозостроительном заводе. В 1905-1907 годах участвовал в митингах, демонстрациях, забастовках. С 1910 по 1918 служил в армии, получив звание фельдфебеля. Затем вернулся в Коломну на завод, где профсоюз металлистов и ВЦСПС направили молодого рабочего в Народный комиссариат продовольствия.

В августе 1923 г. его назначили директором Московского автомобильного завода — первого советского предприятия по изготовлению автомобилей. В 1925 г. он был избран членом правления Автомобильного треста.

Работал директором завода авиационных моторов № 24, руководил объединенными авиамоторостроительными заводами № 2 и № 4, был избран членом Московского губисполкома, побывал в служебных командировках в Англии, Франции и США, где изучал организацию авиационной промышленности. В 1930 году Георгия Королева назначили заместителем начальника Всесоюзного авиастроительного объединения, а в 1931 г. — директором авиационного завода № 26 в Рыбинске.

В это время на заводе изготавливали авиационные моторы М-17, которые стали одними из самых распространенных в отечественной авиации. В 1932 году Королева наградили орденом Красной Звезды, а в 1934 г. назначили заместителем наркома тяжелого машиностроения по авиационному моторостроению.

В 1935 году на Рыбинском заводе № 26 увеличилось количество брака. Для борьбы с бракоделием Королева вернули в Рыбинск.

Архивные документы утверждают, что под руководством Георгия Королева коллектив завода не только уменьшил количество брака, но и успешно выполнил задание пятилетки. Был освоен новый двигатель М-100, и в 1936 г. завод «за выдающиеся успехи по укреплению оборонной мощи Красной Армии, за освоение новой техники» был награжден орденом Ленина. 47 работников предприятия получили государственные награды, а Королев – личный орден Ленина.

В этот период на рыбинском предприятии была разработана и внедрена конвейерная сборка моторов, построен Дворец культуры моторостроителей. Но в запуске конвейера и открытии Дворца Королев уже не участвовал.

В 1937 г., когда начались репрессии, он защищал своих работников от арестов. В итоге 16 июля 1937 г. на заседании бюро Ярославского обкома ВКП(б) был вынесен вопрос о работе завода № 26. И хотя завод перевыполнял все плановые задания, положение на предприятии оценили как негативное. Исключили из партии секретаря парткома завода Пушкина, главного инженера Абрамова и некоторых других.

В постановлении обкома также отмечалось, что «директор завода допустил в своей работе грубые политические ошибки». Королеву объявили строгий выговор. А 21 октября 1937 г. арестовали и обвинили в активном участии «в антисоветской террористической организации в авиационной промышленности».

7 февраля 1938 года ВК ВС СССР вынес Королеву приговор — расстрел с конфискацией имущества. 28 июля того же года приговор привели в исполнение.

В 1955 году Георгия Королева посмертно реабилитировали. К этому времени в Рыбинске уже вовсю работал Дворец культуры моторостроителей «Авиатор», а завод осваивал все новые двигатели для советской авиации.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Любопытный 10:14 | 28 апреля 2025

Не иначе как дворец культуры намеривался приватизировать?

Алекс 18:50 | 3 мая 2025

Королев с начальным образованием, фельдфебель был зам министра и директор завода. 15 лет своей жизни он занимался митингами, пропагандой и убивал, воюя за счастье трудящихся. Королев заслужил свою участь , как и все товарищи работники культуры , начальники и командиры СССР . За что боролись , на то и напоролись . К таким сочувствия нет .

    наблюдатель 05:42 | 4 мая 2025

    Алекс не надо пользоваться тем дерьмом что в голову молодежи на деньги янки вдалбливали бывшие преподаватели научного коммунизма. Их и сейчас иногда выпускают на ТВ. Все было гораздо сложней. Одновременнос заводами создавались образованные кадры. Деревенскому Ване надо было вдалбливать понятие о технологической дисциплине. Довольно часто методом проб и ошибок отбирались руководители.Это давала простор для карьеристов на всех уровнях и структурах путем доносов демонстрировать себя самыми преданными борцами за борьбу и наиболее достойными занять высокие должности. Позднее они просто украли у народа будущее. Но в то время была создана система обучения позволившая дать возможность получить знания талантливой молодежи. Ты по всей видимости остатками этой системы попользовался раз научился на клавиши давить.

    Александр Булах, главныый редактор журнала "История Авиации" 15:31 | 11 июля 2025

    Алекс, у вас проблемы с адекватным восприятием прочитанной информации!
    Может быть вы — даун? Или у вас майдан головного мозга?..
    Кого убивал Г.Н.Королёв? Фамилии назвать можете?..
    Он вернулся с Первой Мировой войны в 1918 году и пошёл работать на завод!
    Какими митингами и пропагандой он занимался?
    Вы сходите в РГВА или в РГАЭ и почитайте архивные документы того времени. Ходить на митинги и заниматься пропагандой ему было некогда! Этот человек поднимал отечественное авиастроение практически на своих руках! Именно Г.Н.Королёв ликвидировал многие ошибки, допущенные, погибшим в авиакатастрофе П.И.Барановым.

Добавить комментарий для Александр Булах, главныый редактор журнала "История Авиации" Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме