Темы 10 мая 2025 10:00

У войны запах ломаной ольхи

Публикуем воспоминания ребенка войны, бывшего малолетнего узника концлагеря. Двухлетнего Веню Егорова немцы вместе с семьей угнали в Латвию. Вдали от дома они встретили День Победы и смогли вернуться.

Когда началась Великая Отечественная, семья мальчика жила в одном из сел Ленинградской области. Как родители, дедушки и бабушки спасали детей, себя и Родину, а потом послевоенная дорога судьбы привела ее в Рыбинск, собрал по крупицам в памяти и рассказал педагог, директор Макаровской школы на заслуженном отдыхе Вениамин Егоров.

Справа Вениамин Егоров во время армейской службы

Лето 1941-го

Вениамин родился в городе Ким на Белом море, отец был военным. Василия Егорова вызвали по повестке еще за неделю-две до 22 июня, забрали по долгу службы защищать Ленинград. Мама, маленький Веня, его шестилетний брат Анатолий, бабушки с дедами – по отцовской и материнской линии – остались в деревне.

В середине июля из-за приближения немцев пришло распоряжение оставить дома и выехать в сторону Ленинграда. Все, что могли, жители деревни погрузили на телеги, запрягли лошадей и поехали. Примерно через неделю пути, 22 июля, на колонну с семьей Егоровых и их односельчанами налетели немецкие самолеты и забросали ее бомбами. Погибли двоюродный брат Вениамина и его тетя. Еще не раз по дороге случались нападения врага: в народ стреляли, опасаясь, что это партизаны.

— Мы врассыпную кидались — кто в овраг, кто в канаву. Помню, как осколками и пулями ломало ветки кустарников, за которыми мы прятались. До сих пор прихожу в лес и когда ощущаю запах ольхи, вспоминаю эти события. Многого из тех дней не помню в силу возраста, но этот запах никогда не смогу забыть – так пахнут для меня война и горе, — делится воспоминаниями ветеран.

Родных похоронили на месте. Обоз продолжал двигаться дальше. На следующий день, когда до пункта назначения оставалось около ста километров, солдаты Вермахта на автомобилях и мотоциклах догнали его. Они заставили людей вернуться обратно. Почти все дома в родной деревне были сожжены: многие, в том числе и Егоровы, поселились в здании школы. Но ненадолго.

В шаге от смерти

Весной немцы отправили всех селян на станцию Уторгош, погрузили в товарные вагоны и повезли в Латвию. Только дядя матери успел забрать ее родителей, двоих стариков, в Ленинград. Около Риги всех мирных пленных готовили к отправке в Германию водным путем.

По неизвестным причинам захватчики изменили планы, отвезли ленинградцев на материк на территорию за колючей проволокой. В основном там находились дети и старики. Маму Вениамина заставляли рыть окопы и выполнять другие земляные работы. Своих узников немцы не кормили.

— Об этом даже речи не шло. Каждый добывал еду сам для своей семьи. Мама с бабушкой ходили на ближайшие хутора, иногда что-то приносили. Не помню, чтобы было что-то кроме хлеба. Туда, где базировались чуть поодаль от наших сараев фашисты, некоторые ходили просить остатки пищи. Мать сразу сказала – мы не пойдем и ничего у них брать не будем, — вспоминает Вениамин Васильевич.

Будучи ребенком, он хорошо запомнил день, когда родных и других людей из лагеря фашисты вывели к ручью и готовились расстрелять. Видимо, не знали, что делать с нами дальше. Женщины плакали, обнимались и прощались друг с другом. Мальчик не помнит своих чувств в тот момент, только картинку: немцы стоят перед ними в ряд с автоматами и ждут команды стрелять.

— Вдруг приехала машина с красным крестом. Вышли какие-то люди и на чужом языке с военными пообщались. Те опустили оружие, повернулись и куда-то пошли. Мы не могли поверить, что все еще живы. Кинулись бежать, прятаться. Так остались в живых, — ветеран рассказывает о тех событиях до сих пор с волнением.

В начале 1945 года немцы уже чувствовали скорую расплату за свои злодеяния и гетто ликвидировали. Егоровы оказались на хуторе, рядом жил латыш. Он не был рад соседством, да и семья к нему ни разу не обращалась. Радио тоже вещало только в его квартире.

9 мая увидели, как едут по дороге машины со свастикой, немецкие солдаты держат в руках белые полотнища. Тогда семья осознала, что наступила Победа.

— Радости не было предела. Слезы, улыбки – все в одном. Мы взяли лошадь, которая у нас была для работы, и сосед еще отдал нам свою – он же пособничал немцам, сразу притих. И так на двух кобылах поехали на станцию. А там уже наши, русские солдаты! Нас накормили, посадили в вагоны и повезли домой, — восстанавливает события Вениамин Васильевич.

Вениамин Егоров с родителями

Жизнь в Рыбинске

Все Егоровы смогли выжить и вернуться. Но трагично оборвалась жизнь от голода и холода в блокадном городе родителей матери Вениамина. Однажды его отец после лечения ранения в госпитале заезжал к ним на Васильевский остров. Почему так случилось, маленький Веня не запомнил. Но они жили без помощи. Продуктов уже тогда в доме не было, Василий оставил им то, что получил сам при выписке – банку сгущенного молока. По окончании войны не получилось найти даже их могил, никаких свидетелей их кончины и захоронения не установили.

В 1948 году Василий Егоров вслед за своим братом поехал в Рыбинск на работу. Найти места помогли их знакомые. Отец работал на фабрике «Свобода», и затем вся семья стала жить неподалеку от производства.

Вениамин учился в дере-вянной школе № 12 в том же районе. Ему хорошо давались точные науки: математика, физика, химия. Еще во время службы в армии, часть которой получилось провести в родном городе и на военной базе в Огаркове Рыбинского района, молодой человек поступил в рыбинский институт.

— Мне всегда встречались хорошие, понимающие офицеры и начальники. Они позволили мне сдать экзамены, не теряя времени, стать студентом радиоинженерного факультета. Было сложно совмещать учебу и службу, иногда не совсем легально ходил на занятия, но все же продолжал посещать лекции и семинары. Отец во время моей армейской службы погиб на заводе, и я понимал, что у мамы один остался, — рассказывает Егоров.

Бабушка прожила долгую жизнь, до 92 лет. Дедушка не поехал с остальными Егоровыми из родной деревни, его не стало в 1967 году.

После армии у Вениамина началась семейная и трудовая жизнь. Он работал в КБ «Луч», потом педагогом в университете и ави-ационном колледже. Про-фессию пришлось поменять в 90-е годы. Инженерам давно не платили зарплату, а учителя хоть что-то и вполне стабильно получали. К тому времени в семье были дочь и сын, которых нужно было кормить и одевать. На закате трудовой деятельности Вениамин Егоров директорствовал в Макаровской школе. Он тепло вспоминает своих учеников, некоторые из них сейчас защищают страну на специальной военной операции:

— Я очень горжусь ими. И всех поздравляю с Днем Победы!

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Королев Павел Владимирович 12:49 | 10 мая 2025

Вениамину Егорову и автору статьи большое спасибо!!! Очень всё обстоятельно и подробно изложено, тронуло до слёз… Вас тоже с Праздником Великой Победы над врагами в битве с нацизмом!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме