
Суперджет. Фото ОДК
23 апреля произошло событие, знаменательное для авиастроительной отрасли России. Свой первый полет совершил полностью импортозамещенный пассажирский лайнер SJ-100 Объединенной авиастроительной корпорации. Тысячи рыбинцев имеют к этому событию непосредственное отношение. Двухконтурный турбовентиляторный двигатель ПД-8 тягой 8 тонн для самолета создан в Рыбинске, на «ОДК-Сатурн».
После успешного полета портал Ростех. Медиа опубликовал большое интервью заместителя генерального директора ПАО «Яковлев» — директора программы «Суперджет» Александра Долотовского. Собрали для вас самое интересное.
Что же значит «полностью импортозамещенный»? Модернизация воздушного судна затронула все его системы: от силовой установки до интерьера пассажирской кабины. Новые материалы, новая конструкторская документация, новые прогрессивные технологии — все отечественное.
— В самолете не изменили ничего и заместили все, — говорит Александр Долотовский. — С точки зрения аэродинамики, геометрии планера, основных характеристик это тот же самолет, который летает уже больше десяти лет и перевозит пассажиров. Десятки миллионов человек уже перевезены на «Суперджетах» по нашей стране. Каждый год перевозится миллион людей. С точки зрения функционала, возможностей это тот же самолет, даже немножечко лучше.
В базовую конфигурацию импортозамещенного SJ-100 включены инновационные законцовки крыла и увеличенная створка шасси (улучшает аэродинамические и технические характеристики). Внедрена кабина с широкоугольными прямоугольными дисплеями, с улучшенным информационным полем по сравнению с аналогами начала 2000-х годов.
Стекла кабин пилотов изготавливаются в Обнинске, иллюминаторы пассажирской кабины — в Самаре. В самолете импортозамещенная система электроснабжения, система управления, система индикации, система сигнализации, система радиосвязи, система радионавигации, инерциальные системы, система измерения воздушно-скоростных параметров, система шасси, система тормозов колес шасси, маршевая силовая установка, вспомогательная силовая установка, топливная система, кислородная система экипажа, пассажирская кислородная система. Полностью отечественный интерьер, начиная от пластиковых деталей и заканчивая креслами.
— Для того чтобы это реализовать, мы перетряхнули полностью весь борт. В этом самолете сейчас нет ни одного комплектующего изделия, стоявшего раньше на тех «Суперджетах», которые сейчас летают и перевозят пассажиров. Это полностью с нуля заново собранный самолет, — рассказывает представитель Ростеха.

ПД-8 ОДК-Сатурн. Фото Ростех
— Мы совместно с двигателистами выполнили большой объем работ по маршевой силовой установке ПД-8. Я бы даже сказал, беспрецедентно большой объем испытаний, который был вызван как раз крайне сжатыми сроками по нашему проекту, — продолжает Долотовский.
И подчеркивает: модернизация проведена за рекордное, по меркам мирового авиастроения, время. В среднем такой объем работ выполняется за 8-12 лет. В случае «Суперджета», можно сказать, что пятилетку сдали в три года.
— Не прошло и шести лет, а машина уже в воздухе. Сейчас мы находимся на пике сертификационных испытаний, планируем их завершить в ближайшее время, чтобы уже в 2026 году начать поставки самолетов нашим заказчикам, которые эти самолеты очень ждут, — говорит он.
Какие перевозчики заинтересованы во внедрении на маршруты нового «Суперджета»?
Ростех позиционирует свое детище как уникальный самолет в сегменте дальне- и среднемагистральных, причем со стоимостью эксплуатации машин регионального класса. По словам директора программы, SJ-100 является единственным среди 100-местных самолетов, где сочетаются комфорт пассажиров и уровень автоматизации, характерный для более крупных лайнеров.
— Типичный самолет регионального класса в этой размерности, от 70 до 110 пассажиров — это, как правило, самолет с низким уровнем автоматизации, с очень маленьким тесным фюзеляжем, очень сильно обжатым, с низким уровнем комфорта, с ограниченными объемами для перевозки багажа, с узкими тесными креслами, например Bombardier CRG или Як-40.
Подобные самолеты сегодня уже устарели. Они были спроектированы более полувека назад, в 1960-70-е. За это время технический прогресс шагнул далеко вперед. 21 век в самолетостроении — это совершенно иной уровень технических и технологических возможностей.
— Внедрение аэродинамических и конструктивных инноваций обеспечит высокий уровень аэродинамического и весового совершенства без ущерба для комфорта пассажиров, — отмечает Долотовский.
И «Суперджет» стал первым самолетом в этой линейке.
Ближайший конкурент, который максимально похож на «Суперджет» по сочетанию факторов — уровню комфорта и автоматизации, как у более крупных сегментов, — это Bombardier C-серии (бренд Airbus A220).
— Но это самолет большей размерности, от 120 до 140 кресел, — уточняет директор программы.

Александр Долотовский, директор программы «Суперджет». Фото Ростех Медиа
Что дает «Суперджету» сочетание таких характеристик?
По мнению представителя Ростеха, он является «идеальным инструментом для «раскатки» новых маршрутов».
Самолеты SJ-100 вовсю используются российскими авиакомпаниями. Они активно курсируют между Москвой и Санкт-Петербургом, некоторые рейсы — с перерывом всего в 15 минут. Перевозчик доволен: пассажиропоток по этому маршруту увеличился, несмотря на сильную конкуренцию со стороны авто- и ж.-д. транспорта.
— Это абсолютно новая, беспрецедентная бизнес-модель, которая показала очень хороший эффект от использования самолета средней размерности на маршрутах, которые невозможно было бы с такой частотой загрузить самолетами большей размерности, — поясняет Александр Долотовский.
По его словам, постановка «Суперджета» на региональные маршруты позволяет авиакомпаниям существенно понизить уровень субсидий на перевозку одного пассажирского кресла. Экономический эффект очевиден.
— А для пассажиров нет никакой разницы, на чем ты летишь, на «Суперджете» или узкофюзеляжном самолете класса А320 или Boeing 737. Тебе будет предоставлено такое же по комфорту кресло, такое же жизненное пространство, у тебя будет такая же или даже больше багажная полка. Ты не будешь ограничен, ты будешь лететь с тем же уровнем комфорта, с той же скоростью и по той же цене, — утверждает руководитель.
В Ростехе дают оптимистичный прогноз для «Суперджетов»: со временем они полетят и по другим направлениям.
Нынешний «Суперджет» — результат огромной работы, проделанной сотрудниками более 60 предприятий ОДК, плюс десятки компаний-подрядчиков. В создании двигателя ПД-8 активно применяется опыт по силовой установке ПД-14. Свой немалый вклад в рождение мотора внесли рыбинцы, разработчики «ОДК-Сатурн».
— По факту на эту программу по всей стране трудятся десятки тысяч человек. Эти люди действительно сейчас совершают небольшой трудовой подвиг, потому что делают то, что раньше сделать было либо невозможно, либо люди боялись это делать. Сейчас же просто бояться некуда. Люди берут и делают. Самое главное, что у них получается, — говорит Александр Долотовский.
Этот самолет уникален тем, что он самолет Шрёдингера, он вроде как и есть, а вроде его и нет, вроде и летает, а вроде и нах никому не нужен, используют из-за отсутствия альтернативы.
Прошло шесть лет ,пройдёт и больше а самолётов как не было так и нет.В 2024 году в России не построено ни одного гражданского самолёта.Проект кукурузника БАЙКАЛ мусолили 30 лет и вот проект закрыт без результата.
ну здесь Вы не правы. Результат есть, просто Вы ожидали один результат, а те кто отмывал бабло другой, и они свой результат получили .