
Ладожская военная флотилия
Штурманская профессия считается на флоте особенно трудной и ответственной. От штурмана зависят успех военных операций, перехода кораблей, точность переброса десантных соединений. Вице-адмирал Юрий Ковель из Рыбинска был одним из лучших в своем деле. В годы Великой Отечественной войны он водил корабли на Балтийском и Черном морях, разрабатывал десантные операции, а в шестидесятые годы обеспечивал полеты уже космических кораблей.

«Зонд-5» в музее РКК «Энергия» / Вице-адмирал Юрий Ковель
Балтика
Юрий Петрович Ковель родился 10 октября 1912 года в Рыбинске. Его путь на флот начался в 1930 году, когда 18-летний паренек был призван на службу в ВМФ СССР. В 1933 году он окончил Высшее военно-морское училище имени Фрунзе, в 1935 году – штурманский сектор Специальных классов командного состава Военно-морских сил Красной Армии, а в 1940-м — штурманское отделение гидрографического факультета —Военно-морской академии имени Ворошилова.
Ковель служил штурманом на различных кораблях. В апреле 1940 года рыбинец был назначен начальником 1-го отделения 2-го отдела Главного управления Военно-морского флота СССР. В этой должности он встретил начало Великой Отечественной войны.
С сентября 1941 года Юрий Ковель – флагманский штурман штаба Балтийского флота. Одним из первых суровых испытаний стала для него эвакуация гарнизона Военно-морской базы Ханко. Несколько раз штурман проводил корабли через Балтику, вывозя личный состав.
Участвовал рыбинец и в прорыве блокады Ленинграда, будучи флагманским штурманом штаба Ладожской военной флотилии.

Ладожская военная флотилия
В сентябре 1942 года уже опытный флагманский штурман получил назначение на Черноморский флот. Капитан 2-го ранга Юрий Ковель принимал участие в дальних боевых походах кораблей эскадры, целью которых был обстрел прибрежной военной инфраструктуры союзников Германии.
Инициативный офицер и вдумчивый стратег, Ковель организовывал переходы торпедных катеров из Геленджика в Скадовск Херсонской области Украины. Впервые в истории флота эти переходы совершались на тройную дальность катеров. Дважды мужественный штурман участвовал в них лично. Несмотря на штормы, туман и противодействие врага, переходы завершились успешно. В Скадовске была сформирована ударная группа торпедных катеров, которые нанесли ряд ударов по флангу противника в Крымской операции.
В последние месяцы 1943 года Ковель в числе авторитетных флотоводцев занимался подготовкой и проведением операций по освобождению Керченского и Крымского полуостровов. Результат этих операций напрямую зависел от опыта и профессионализма штурманов, ведущих соединения кораблей. В ноябре в сложных навигационных условиях обеспечивал непрерывное плавание десантных кораблей в керченском направлении. В декабре – январе 1944 года штурман лично руководил кораблевождением на Керченской переправе, занимался проводками караванов через Керченский пролив и Тузлинскую промоину под непрерывными атаками врага.
Ковель вошел в опергруппу штаба Черноморского флота, которая организовала десантные операции 10 и 22 января 1944 года на мыс Тархан и в порт Керчь. «В условиях шторма, через минные поля, ночью все десантные отряды были выведены точно в пункты высадки благодаря хорошей работе штурманов», — отмечается в наградных документах к ордену Красного Знамени от июля 1944 года.
С апреля по май 1944-го капитан второго ранга участвовал в составлении плана Крымской операции. Он лично обеспечил переходы первых эшелонов торпедных катеров и тральных соединений в Феодосию, Ялту и Балаклаву. «Операция, протекавшая в сложных метеорологических условиях на предельных оперативных радиусах требовала особого напряжения от штурманов и закончилась успешно», — утверждает наградной лист.
В сентябре 1944-го Юрий Ковель был назначен начальником штаба десантной группы, штурмовавшей болгарскую Варну. А в начале 1945-го кавторанг принимал активное участие в обеспечении работы Ялтинской конференции.
И даже когда боевые действия на Черноморском театре утихли, рыбинский штурман по-прежнему был на боевом посту. В водах Черного и Азовского морей оставалось еще много работы для моряков. Немцы оставили после себя множество мин. Их тралением должен был руководить опытный штурман, каким был наш земляк.

После войны Юрий Ковель возглавлял оперативный отдел штаба Черноморского флота, затем стал первым замом начальника флотского штаба. В январе 1953 года был переведен в Главный штаб Военно-морского флота. С января 1967-го руководил оперативно-мобилизационным управлением, затем являлся замначальника Главного штаба Военно-морского флота СССР по организационно-мобилизационным вопросам.
Военачальник принимал активное участие в запуске и обеспечении полетов автоматических межпланетных станций «Зонд-5» и «Зонд-6», а также пилотируемых космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5».
В апреле 1973 года вице-адмирал Юрий Ковель вышел в отставку. Легендарный советский штурман умер 1 сентября 1989-го, он похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Юрий Ковель награжден четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Ушакова 2-й степени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом Ленина, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За оборону Кавказа» и другими.