Иван Александрович Колышкин, несомненно, самый яркий флотоводец советского времени – уроженец рыбинской земли. Легендарный контр-адмирал, прошедший всю войну и первым из подводников получивший звание Героя Советского Союза

Иван Колышкин родился 21 августа 1902 года в деревне Крутец Ярославской губернии в крестьянской семье. Здесь он окончил четыре класса сельской церковно-приходской школы. После смерти отца в 1914 году работал в хозяйстве родителей. А чтобы мать смогла прокормить младших детей, добрался до Петрограда и поступил в услужение к одному из купцов-земляков. Работал «мальчиком», разнорабочим, раскройщиком кож. В 1917 году вернулся в Рыбинск. С 1919 года работал на речном транспорте: матросом, кочегаром парохода, помощником шкипера баржи, ходил по Мариинской водной системе от Волги до Петрограда.
В 1925 году толковый парень окончил школу рулевых в Кронштадте. Колышкин служил краснофлотцем, рулевым, старшиной на катере «Волна», затем командиром отделения рулевых на Балтийском флоте. Во время учебы участвовал в походе вокруг Скандинавии на учебном корабле «Комсомолец». После окончания параллельных классов при военно-морском училище имени М.В. Фрунзе в 1932 году проходил службу командиром торпедной группы, командиром артиллерийской боевой части подводной лодки Д-1 «Декабрист» Северной военной флотилии.
В подводный флот он попал в середине тридцатых, после курсов усовершенствования командного состава в отряде подводного плавания имени С.М. Кирова. Был назначен помощником командира подводной лодки Л-2. Затем исполнял должность помощника командира подводной лодки «Декабрист». С 1935 по 1938 год командовал подводной лодкой Щ-404, а затем подводной лодкой «Декабрист».
Рыбинец проявил себя выдающимся мастером подводного плавания в условиях Крайнего Севера. Первым на флоте выполнял дальние походы, в том числе к берегам архипелага Новая Земля. Осваивал плавание подо льдами, участвовал в экспедиции по спасению папанинцев в 1938 году. За эти достижения одним из первых подводников-североморцев был награжден орденом Красной Звезды.
В 1938-м Иван Колышкин – командир 3-го дивизиона подводных лодок Северного флота (в этой должности он будет служить до 1943 года). Боевое крещение он получил в советско-финской войне 1939–1940 годов. Выполнил два боевых похода в Баренцевом море для разведывательных целей.
Но по-настоящему суровые испытания приготовила для подводников Великая Отечественная война. На моряков Северного флота она обрушилась с первых дней. 22 июня в боевой поход было приказано готовиться подводным лодкам Щ-401, Щ-403, Щ-404 и Щ-421 — «щукам». Это средние лодки, у них большой радиус действия, они приспособлены к работе у фьордов Норвегии, там, где были сосредоточены коммуникации врага. Их задача – наносить торпедные удары по германским транспортам и кораблям. Действовать у своих берегов предназначались лодки типа «М» — «малютки».
— Дальнейшие события разворачивались для меня с небывалой стремительностью, — вспоминал Иван Колышкин в своих мемуарах «В глубинах полярных морей». — Лодки пополняют запасы продовольствия и воды, топлива и боевого снаряжения. Звучат сигналы воздушной тревоги. Зенитчики отбивают первые налеты… Прощаюсь с экипажами уходящих кораблей… У подводников возбужденные лица, горящие глаза. В словах и жестах — нетерпение; скорее бы в море, искать и топить врага. Как мне все это понятно!
В свой первый боевой поход капитан 3-го ранга Колышкин вышел в первый день войны на подводной лодке Щ-401. Второй поход он совершил старшим на борту подлодки М-172 — лодка торпедировала транспорты в порту противника. В третий поход рыбинец вел ПЛ «Декабрист».
Что представлял собой боевой поход подводной лодки?
— Это две или три недели ежедневного, ежеминутного неослабного напряжения, постоянного ожидания неведомой опасности. Напряжения внимания, собранности, терпения в поиске. Напряжения воли, стойкости, самообладания во время преследования. А сам бой, требующий полной концентрации моральных и физических сил, морской бой, который называют не иначе как скоротечным! У подводников он отнюдь не скоротечен: атака длится порой больше часа, а если прибавить сюда и уклонение от противолодочных сил, то все вместе занимает иногда сутки с лишним… Весь поход — чередование большого напряжения с предельно большим. И главное, напряжения длительного, — писал комдив.
Очень подробно Колышкин останавливается на описании боевого духа подводников, того, с какими мыслями моряки отправлялись в боевые походы в первые годы войны:
— В центральном посту Щ-422 висит плакат: «Подводники! Страна благословила вас на бой. Кровь замученных фашистами наших братьев, отцов и матерей зовет нас к мщенью. Топите фашистов! Смерть и только смерть им!»
Простые слова призыва находят отзвук в сердце каждого. Война-то ведь коснулась всех самым жестоким образом. Я сам — в который уже раз! — перечитываю последнее, еще декабрьское письмо жены. Она, правда, не в оккупации, а в осажденном Ленинграде. Там голод, холод, ежедневные обстрелы. Зоя у меня слабенькая, похвастаться здоровьем не может. Выдержит ли она эту страшную зиму?.. Такие письма получают многие. Они задевают самые чувствительные и сокровенные струны в душе, усиливают любовь и нежность; они будят острый гнев, который клокочет в груди и рвется наружу. А выход ему можно дать только один: стиснуть зубы, напрячь волю и очень спокойно, очень расчетливо искать в море врага и топить его, топить».
10 апреля 1942 года, вернувшись из боевого похода на К-22, Иван Александрович узнает скорбную весть: в блокадном Ленинграде погибла его супруга.

Дивизион Колышкина первым в истории советского подводного флота применил артиллерийскую атаку неприятельского судна. Не имели такого опыта ни черноморцы, ни балтийцы. В сентябре 1941 года подлодка «К-2» потопила вражеский корабль, расстреляв его «катюшами» с палубы, так как торпедами на большой дистанции стрелять было бесполезно. Но для этого нужно было стремительно всплыть, установить на орудиях прицелы, быстро выпустить снаряды и снова быстро погрузиться под воду, чтобы увернуться от бомб, которые по лодке выпустил немецкий самолет.
— Через пятнадцать минут все услышали протяжный грохот. Причина его могла быть одна: у транспорта взорвались котлы, — вспоминал Колышкин.
Это был ценный пример советским командирам подводных крейсеров.
С начала войны по январь 1942 года подводные лодки дивизиона под командованием Колышкина потопили 8 транспортов и сторожевых кораблей противника общим водоизмещением 72,5 тысячи тонн.
За успешное командование дивизионом, проявленные мужество и героизм комдиву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Иван Колышкин стал первым Героем СССР из моряков-подводников во время Великой Отечественной войны.
Радиограмму с сообщением о присвоении ему высокого звания он получил в своем четвертом боевом походе на подводной лодке.
— Ночь 17 января запомнилась мне на всю жизнь… От всего этого голова идет кругом. Мне — высшее боевое отличие?! За что? Ведь это они, люди, с которыми я плавал, своими руками отправляли на дно немецкие корабли. Что значили бы без них мои советы, знания, опыт?! Им, и только им, обязан я высокой честью. И все вокруг кажется мне немного расплывчатым и радужным. И душу переполняет чувство признательности боевым друзьям, которые словно бы не меньше моего рады радиограмме комфлота. Радуясь, волнуясь, смущаясь, отвечаю я на поздравления…, — писал рыбинец в мемуарах.
В 1942 год североморские подводники вступили, получив признание главной силы в борьбе на вражеских морских коммуникациях. Этот факт признавало и командование, и противник. Немцы неслучайно усилили флот, базирующийся на норвежское побережье. На Север переведено дополнительное количество эсминцев и малых кораблей, переброшены новые подводные лодки, крейсер, линейный корабль «Тирпиц». Вражеские транспорты больше не отваживаются пускаться в путь в одиночку, как в начале войны. Они идут под прикрытием кораблей и самолетов. Коммуникации прикрываются противолодочными минными постановками.
Бои, которые вели советские подводные лодки в Арктике, были самыми результативными, но и самыми кровопролитными из всех морских боев.
До весны 1942-го североморцы вели счет только победам. Горький счет потерь в бригаде открыла лодка М-175.
— Как погибла «малютка»? Может быть, после атаки конвоя корабли забросали ее глубинными бомбами. Может быть, находясь под водой, коснулась она своим корпусом противолодочной мины. А может быть, холодную, горько-соленую смерть в ее отсеки принесла торпеда, пущенная вражеской лодкой. Все может быть. Но пока ничего не известно и, наверное, не станет известным никогда. В одном мы уверены твердо: этот очень дружный, сплаванный экипаж и его командир капитан-лейтенант Мелкадзе погибли с честью, оставаясь воинами до конца, — так вспоминал о сослуживцах Иван Колышкин.
На войне случались невообразимые, дикие ошибки. 21 сентября 1944-го экипажу самолета забыли передать оповещение о том, что в районе его действий находится советская лодка. Летчик не сумел опознать свой корабль. Гвардейская Краснознаменная Щ-402, находясь в надводном положении, погибла от удара своего же самолета. Спасшихся не было.
С февраля 1943 года и до конца войны Колышкин командовал бригадой подводных лодок Северного флота. Подводники его бригады с апреля 1943 года по май 1945-го потопили 34 транспорта, 1 танкер и 16 боевых кораблей противника, выполнили 14 минных постановок, на которых подорвались и затонули еще 5 транспортов и кораблей врага. Бригада была награждена орденом Красного Знамени, став первым в советском флоте Краснознаменным соединением подлодок. В 1944-м бригада Колышкина представлена к ордену Ушакова 1-й степени и стала первым и до сих пор единственным дважды орденоносным соединением подводных лодок в отечественном Военно-морском флоте. В 1944 году Ивану Колышкину присвоено воинское звание контр-адмирала.
За время войны И.А. Колышкин провел сотни дней в походах, участвовал в десятках торпедных атак, стал «крестным отцом» побед многих экипажей.

Герой Советского Союза Иван Александрович Колышкин в гостях у школьников школы-интерната № 2,1962
В 1945 году война на Северном флоте еще полыхала. Перед бригадой Колышкина стояла задача — быть в постоянной готовности к внезапным походам в отдаленные районы у побережий западной Норвегии. На лодках не прекращалась боевая учеба.
— Победа пришла на крыльях весны, ожидаемая со дня на день, с часу на час, подготовленная всем ходом событий и все же в чем-то неожиданная…. В 2 часа ночи 9 мая эта безмерно радостная весть с быстротой молнии распространилась по Полярному. По телефону невозможно было никуда дозвониться: все поздравляли друг друга с величайшим из праздников. На светлых в этот час улицах стало людно, как никогда. Военные и гражданские, знакомые и незнакомые обнимались, целовались, выкрикивали какие-то радостные слова. Волна счастья захлестнула всех и даже осушила слезы о самых родных и близких, потерянных навсегда, — так вспоминает контр-адмирал великий день Победы.
После войны Иван Колышкин продолжал командовать своей бригадой, пока в 1947-м медицинская комиссия не отстранила его от подводной работы по состоянию здоровья и не порекомендовала сменить климат. В этом же году Колышкин был назначен начальником отдела кадров ВМС Главного управления кадров Вооруженных Сил.
В 1948–1950 годах учился в Высшей военной академии имени Ворошилова. В 1950 году стал начальником Черноморского высшего военно-морского училища имени Нахимова. В 1953–1955 годах Колышкин служил заместителем начальника 2-го отдела (подготовка подводных лодок) Управления боевой подготовки Главного штаба ВМС, затем до выхода в отставку в 1959 году трудился уполномоченным, старшим уполномоченным и заместителем начальника Управления государственной приемки кораблей ВМФ.
В марте 1959-го Колышкин был уволен в отставку по состоянию здоровья.
— Да, я очень доволен своей жизнью. В ней из значительного, большого мне всегда хотелось одного – быть полезным своей стране, своему народу. В этом желании и стремлении мне крупно повезло. Судьба подарила мне любимое поприще – морскую, флотскую службу. Ей я отдавался беззаветно, самозабвенно. Горд тем, что привелось быть среди тех, кто стоял у истоков советского подводного флота, тем, что участвовал в защите нашей социалистической Родины от фашистского нашествия, — вспоминал герой.
18 сентября 1970 года перестало биться его сердце.
За время службы Иван Александрович Колышкин был награжден двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени, Красной Звезды, именным оружием и многими медалями. Его именем названы плавбаза подводных лодок Северного флота, суда Министерства рыбного хозяйства СССР и Министерства речного флота РСФСР, улицы в Рыбинске, Ярославле, Заозерске, Североморске, Курятьево.
Вот на каких примерах нужно воспитывать наших детей и внуков