
Она делала бетонные панели, из которых построены дома в Веретье, Переборах, других районах города. И несмотря на то, что ей 80 лет, и сегодня прекрасно разбирается в марках бетона, увлекательно рассказывает о процессе создания больших строительных панелей.
В 10 классе решила, что будет строителем
Тамара Селянкина еще в школе поняла, что будет строителем. Перед глазами был пример отца, старших брата и сестры, которые работали в этой отрасли. Девушке нравилось слушать рассказы о том, как в городе возводят дома, как горожане переезжают в благоустроенное жилье с ванной и газовыми плитами.
— Поэтому в 10 классе решила, что тоже буду строителем, — рассказывает она сегодня.
В 1965 году Тамара устроилась табельщицей в Рыбинский домостроительный комбинат, одновременно заочно училась в Ярославском строительном техникуме по направлению «Промышленное и гражданское строительство».
За годы работы она прошла долгий путь – трудилась технологом, мастером цеха, доросла до начальника арматурного цеха и бетоносмесительного узла.
Изначально ДСК входил в состав областного строительного треста, был цехом крупнопанельного домостроения. Тамара Селянкина лично участвовала в разработке и создании железобетонных панелей, из которых в дальнейшем в Рыбинске строились дома. Особенно много их в микрорайонах Веретье и Переборы. Именно из таких панелей возводили знаменитые «хрущевки». Стройматериалы были хороши тем, что из них, как из конструктора, можно было достаточно быстро построить жилой многоквартирный дом.
— Перед строителями была поставлена задача – к 2000 году обеспечить всех благоустроенными квартирами. В ДСК мы начинали работать с нуля, осваивали продукцию. Выпускали дома серии 1464а. Каждая панель – от наружных стеновых до внутренних — проходила через наши руки, — рассказывает строитель.
В ДСК работали по современным технологиям. Для изготовления наружных стен использовали специальные формы, для внутренних стен – кассеты. Сюда устанавливалась арматура, затем заливалась бетонная смесь.
Тамара Селянкина до сих пор хорошо разбирается в марках бетона. Каждой присваивался определенный номер, характеризующий прочность материала. Например, марка 100, которую применяют для создания основ под фундаменты, означает, что каждый квадратный сантиметр бетона выдерживает прочность 100 килограммов. Марка 150 использовалась для отливки внутренних стен, марка 200-300 – для внутренних перекрытий.
— Проверкой соответствия бетона заявленной марке занимался лаборант. Для этого из готовых изделий вырезали бетонные кубики, которые испытывали – давили прессом. При 70-процентной прочности изделие можно было отправлять на стройку, — вспоминает она сегодня.
Помимо прочности, строительные материалы и готовые изделия проверялись на радиоактивность, влажность.
Панели изготавливали непрерывно, люди работали в три смены, в том числе по ночам. Строительных материалов требовалось много, поэтому чтобы оперативно выпустить нужные объемы, применялась уникальная технология просушивания. Готовое изделие отправляли в тепловую камеру, где оно находилось 12 часов. За это время панель должна была «пропариться» так, чтобы набрать минимум 70% прочности. Только после этого ее отправляли на стройку или склад готовой продукции.
— В обычных условиях на просушку панели потребовалось бы семь дней. При этом максимальная прочность не превышала бы 50%, — говорит строитель.
Со временем панели совершенствовались – на производстве в них стали сразу устанавливать окна, двери, шпаклевать. Все для того, чтобы на месте монтажникам не пришлось тратить время на эти работы.
Производство было поставлено на высоком уровне. Изделия рыбинского ДСК отправлялись в Песочное, Кострому, другие города страны.

Перенимали у нас опыт
В советские времена, особенно в начале 90-х, ДСК был образцово-показательным предприятием. Перенимать опыт специалистов приезжали коллеги из строительного цеха Волжского механического завода.
Об этом факте Селянкина рассказывает с особой гордостью. По ее словам, на высокий уровень комбинат поднял его руководитель Виктор Новиков, который добился, чтобы рыбинский ДСК вышел из состава областного строительного треста и обрел самостоятельность. После этого здесь сами стали планировать объемы выпускаемой продукции, у рабочих выросла зарплата, многие вопросы начали решаться оперативно.
Тамара Селянкина во многом брала пример с передового руководителя. На пике карьеры в ДСК она руководила арматурным цехом. Здесь рабочие делали из прутка арматуру на станках, раскраивали сетки перекрытий, сваривали железные конструкции-основы для панелей. Сварщики вырезали в сетке каналы для электричества. Готовая арматура поставлялась в железобетонный цех.
Тамара Селянкина следила, чтобы изделия были качественные, отправлялись заказчику в срок. Бывали случаи, когда ей приходилось лично выходить на стройку, потому что монтажники указывали на неправильно вырезанные в панелях узлы для коммуникаций или нарушения в расположении арматуры. Тогда она созывала рабочих цеха, давала указание исправить ошибки.
— Отношения в коллективе у нас были прекрасные. Я до сих пор помню, с какой радостью и гордостью приходила каждый день в цех. Чувствовала, что здесь я на своем месте, здесь меня ценят и уважают, — рассказывает строитель.
Рабочие консультировались с ней не только по производственным, но и личным вопросам. В большинстве случаев это были молодые парни с высшим образованием, которые работали на предприятии из-за перспективы быстро получить жилье. Селянкина помогала – ходатайствовала у руководства то за одного, то за другого сотрудника.
Перед пенсией, когда ДСК переживал не лучшие времена, строитель успела поработать на предприятии в Волжском, где делали плиты для дорожного строительства. Неоднократно она с благодарностью вспоминала хорошую школу, которую дал ей домостроительный комбинат. На новом предприятии специалисты ДСК ценились очень высоко. Они считались мастерами широкого профиля, потому что знали все этапы производства – от входного контроля, приемки гравия, песка до технологии производства и отгрузки готовой продукции.
И по сей день Тамара Петровна Селянкина не теряет бодрости духа. Она с удовольствием ездит на дачу в деревню, ходит в лес по ягоды, любит, когда за столом собирается вся ее семья, а также друзья и бывшие коллеги, с которыми она до сих пор дружит.
Вы гордость нашего города Здоровья Вам