
Мастерица с завидной регулярностью участвует в различных ремесленных фестивалях. В этом году она стала лауреатом Всероссийского конкурса народных мастеров «Русь мастеровая». Жюри высоко оценило ее работу «Рыбинск. Салют Победы», выполненную в техниках белая строчка, тамбур, атласники, стяги.
Светлана Козлова почти всю жизнь проработала юристом, занималась делом, где требуются максимальная дисциплина, строгость и педантичность. Но ей всегда хотелось проявить себя в творчестве, поэтому способом отдохнуть от напряженной и ответственной работы стала вышивка. Считается, что для этого дела нужны железная выдержка и сосредоточенность, но ее тонкие и замысловатые переплетения нитей умиротворяют и успокаивают.
— Когда вышиваю, забываю обо всем, настолько увлекает меня это занятие. Могу и ночами сидеть за работой, — улыбается Светлана.
Она всегда восхищалась традиционной вышивкой – ярославской, вологодской – и с увлечением изучала различные техники. До пандемии коронавируса вышивальщица занималась у известного рыбинского мастера Светланы Грачевой. Потом стала осваивать техники по интернету. Она без предубеждения относится к сертифицированным обучающим онлайн-курсам. Считает это хорошим способом, не выезжая из Рыбинска, учиться у лучших мастеров страны. Например, у искусствоведа, в прошлом сотрудницы Санкт-Петербургского этнографического музея Екатерины Хохловой.
Одной из первых Светлана освоила ярославскую строчку. Ее основная особенность – создание сюжетных или орнаментальных композиций белыми нитями по белой ткани.
— Для изготовления изделий мастерицы использовали льняное домотканое полотно. Основой для вышивки служила сделанная вручную на полотне сетка-канва прямоугольной формы, которую получали путем выдергивания нитей. Подготовка такой основы была делом кропотливым, занимала много времени, требовала навыка и сноровки. Полученные ячейки перевивали, закрепляя белыми нитками. Затем мастерица выбирала понравившийся ей орнамент и вышивала по сетке. Иногда этот вид вышивки называли счетным, так как орнамент вышивался по счету ячеек, — рассказывает Светлана.
Характерной чертой ярославских вышивок является сочетание в одном узоре нескольких приемов исполнения: простая белая строчка, цветная перевить дополняются гладью, тамбуром, вырезами.
— Это связано с тем, что Ярославская губерния территориально находилась в центре России, через нее проходили торговые пути, купцы везли товар, в том числе изделия с вышивкой, на ярмарки. Ярославские мастерицы подсматривали узоры и техники, перенося их на свои изделия, — говорит вышивальщица.
Яркие своеобразные вышивки Ярославской области ценны своей декоративностью, гармоничным сочетанием нежных расцветок и разнообразием приемов исполнения. Светлана доказала это собственным мастерством. Ее вышивка «Рыбинск. Салют Победы», выполненная в техниках белой строчки, тамбура, атласники, победила на Всероссийском конкурсе народных мастеров «Русь мастеровая»-2025. На белом, словно припорошенном снегом полотне высится Спасо-Преображенский собор, а в небе расцветают брызги салюта.
— Так как в России объявлен Год защитника Отечества, мы отпраздновали 80-летие Победы, хотелось подчеркнуть работой значимость этого события, а также теплые чувства к малой Родине. Поэтому и решила изобразить наш красивый храм и праздничное небо над ним, — рассказывает вышивальщица.
Она трудилась над полотном два месяца.
Удивительно, но белый монохром нитей на вышитой картине не выглядит скучно. Наоборот, белый цвет подчеркивает объем, красоту и причудливую вязь сотен мелких стежков.
Эту и другие работы Светлана передала в Рыбинский музей-заповедник. Они будут украшать новое творческое пространство, в котором планируют проводить встречи с творческими людьми, мастер-классы.

Светлана собственным примером доказывает, что традиционная вышивка – это современно. Она с удовольствием украшает свою одежду вышитыми воротничками, галстуками, манжетами. Стены ее квартиры оживляют вышитые картины, которые гармонично вписываются в интерьер.
— У меня есть льняное платье, сшитое на заказ, оно спереди украшено традиционной вышивкой, которую сделала сама. Самая обычная блузка становится нарядной, если добавить к ней вышитый воротничок, — делится модными секретами мастерица.
Она подчеркивает – старинная вышивка не теряет прелести и в 21 веке. Модницы и рукодельницы могут подчеркнуть так свою индивидуальность.
— А главное – сохранить и продолжить традиции исконной вышивки, — говорит мастер.
Искренне беспокоясь за дальнейшую судьбу традиционного творчества, Светлана начала вести мастер-классы и учить всех желающих различным техникам. Она проводит рукодельные вечера в музее-заповеднике, КДК «Переборы», а также абсолютно бесплатно в Сретенском храме. Она даже маленьких детей старается приобщить к хитросплетениям вышивки.
— Вы бы видели, как светятся глаза детей, многие из которых впервые берут иголку в руки, делают первые стежки, — с удовольствием рассказывает вышивальщица.
Ребятам она дает самые простые узоры. А вот для взрослых у нее припасено кое-что посложнее.
— В Сретенском храме, где я веду бесплатные занятия, изначально участники замахнулись на филейно-гипюрную вышивку. Надо сказать, что это старинная и довольно сложная техника. Сначала плетется сетка (принцип такой же, как при изготовлении рыболовных сетей), а на ней вышивается узор, который рассчитывается с математической точностью – каждый стежок должен быть посчитан и прошит в определенную клеточку, иначе вместо красивого узора получится путаница из ниток, — говорит Светлана.
Она в свое время освоила филейно-гипюрную вышивку чуть ли не единственная из обучающего курса. Помимо всего прочего, для этой техники характерно использование множества различных фоновых и вышивальных швов – вперед иголка, тамбурный, стебельчатый, «рококо», крест, болгарский крест, «паутинка», «паутинка по кругу», «козлик».
— Я всегда повторяю – вышивальщицам болезнь Альцгеймера не грозит. Потому что во время вышивки работают одновременно руки и голова, — смеется Светлана.

Даже золотое шитье Светлана освоила.
— Точнее золОтное, — говорит мастерица. — Настоящим золотом сейчас никто не вышивает. Таких материалов просто нет, потому что они стоят астрономических денег. А вот золотная вышивка вполне доступна. Для нее используются металлизированные серебряные и золотые нити. Например, канитель.
Научившись технике сажения по бели, она стала делать небольшие кокошники, браслеты и накосники на волосы.
Сажение по бели – одна из самых старых техник вышивки. В России первые найденные вещи датируются XI – XIII вв. Это облачения священников и церковная утварь. Примерно в XVI веке сажение по бели пришло в народную одежду.
— Бель – это белый льняной шнур, которым выкладывается рисунок. Он закрепляется тонкими нитками по контуру. Фактически рисунок располагается на уровень выше, чем фон, — рассказывает Светлана.
На бель «сажают» жемчуг, самоцветы, аккуратно закрепляя их нитками.
И этой технике вышивальщица с удовольствием учит всех желающих. На одном из недавних мастер-классов под ее руководством девушки делали браслеты и ушли по домам с красивыми аксессуарами.
Своим ученикам Светлана не только дает знания, она учит не бояться ошибиться или что-то напутать в вышивке.
— Это творчество, а значит, при должном уровне мастерства даже ошибку можно превратить в авторскую изюминку. Любой шов можно сделать своим преимуществом, — уверяет она.
Недавно Светлана в составе делегации от Ярославской области приняла участие в XIV Межрегиональном творческом фестивале славянского искусства «Русское поле», проходившем на Поклонной горе в Москве. Помимо нее, наш край представляли мастер резьбы по дереву из Тутаева и самодеятельный фольклорный коллектив из Ярославля.
Вышивальщица из Рыбинска стала дипломантом фестиваля. Ее отметили за вклад в сохранение культурных традиций и приумножение творческого наследия России. Наверное, лучшей похвалы для Светланы и быть не может.