
За последние пять лет силами реставраторов музея и привлеченными специалистами отреставрировано более 240 предметов. Среди них картины и гравюры, керамика и даже кивер времен наполеоновских войн.

Разглядывая в музее старинные портреты или изящные фарфоровые статуэтки 18-19 веков, зрители восхищаются выразительностью и тонкостью работы. Но зачастую блеск глаз и чарующий образ какой-нибудь дамы высшего света – заслуга не только художника, но и реставратора.
Со временем с произведениями искусства может произойти много неприятностей – потускнеет и потемнеет краска, повредится холст, отколется кусочек фарфора.
Труд реставраторов скрыт от глаз посетителей, и часто публика не догадывается, насколько серьезная работа была проведена для сохранения экспоната.
В рыбинском музее-заповеднике ежегодно реставрируют десятки произведений искусства из фондов и запасников. Планомерная работа началась в конце 1950-х годов силами специалистов крупных реставрационных центров и музейных сотрудников. За последние пять лет было приведено в порядок более 240 предметов. 30 из них представлены на новой выставке «Искусство сохранять».
Открывают ее три гравюры из фондов, в том числе ранее не выставлявшаяся «Танцовщица Фанни Эльслер». Бумага этой живописной работы, попавшей в музей из художественного собрания дворян Мусиных-Пушкиных, со временем пожелтела, огрубела и даже порвалась. Для того чтобы восстановить разрыв, реставратор использовал так называемую бумажную доливку.

— Это специальная техника, когда бумага измельчается, смешивается с клеем и в почти жидком состоянии доливается в утраты на произведении искусства, которое потом кладется под пресс, – рассказывает специалист музея Ольга Лихачева.
Свет и повышенная влажность воздуха — одни из главных врагов произведений искусства. Именно из-за солнца бумага на гравюре «Ламех и Цилла» (конец 18 века) с обоих сторон побурела, на ней появились полосы.
— Такая химическая реакция происходит из-за лигнина, который содержится в бумаге. Если воздействие света будет долгим, то основа произведения может просто рассыпаться. Поэтому гравюры нужно беречь от света, особенно естественного, – объясняет Лихачева.
Большую работу проделали реставраторы с репродукцией «Придворный бал в Зимнем дворце 14 января» из журнала «Всемирная иллюстрация». Памятник был в руинированном состоянии. Реставратор удалил загрязнения и пятна, промыл и отбелил бумагу, укрепил основу и восполнил утраты и даже дописал утраченные фрагменты.
Ольга Лихачева подчеркивает: главный принцип реставратора – не навреди. Специалисты используют в работе только обратимые материалы – краски, клеи, которые, если что-то пойдет не так, можно удалить. Ни в коем случае нельзя вносить в произведение искусства что-то свое.

— Реставратор обязан сохранять памятник в том виде, который задумал автор. Если требуется расчистка красочного слоя (особенно если речь идет о живописном произведении, иконах), реставрационный совет принимает решение, до какой степени чистить и как это делать, – говорит специалист.
Сложным было восстановление картины неизвестного художника «Нахождение Моисея». Это была настолько филигранная работа, что занимались ей специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря.
У картины не было подрамника, края холста скручены, загнуты и сильно обветшали, грунт еле держался на основе, а красочный слой был сильно загрязнен и местами совсем осыпался. Лак на картине настолько потемнел, что разглядеть сюжет полотна можно было с трудом. Как пациент, которому было назначено своевременно лечение, уже после расчистки картина «почувствовала» себя лучше. Краски стали более яркими, кусочки живописного слоя, которые отслоились, специалисты приклеили обратно.
Они сделали аварийное укрепление всей поверхности картины раствором рыбьего клея с медом с дальнейшим накладыванием мраморного пресса. Удалили старый дублировочный холст. Им даже пришлось отмывать картину мыльным раствором и дорисовывать, точнее, делать гризайльную проработку акварелью утраченных фрагментов живописного слоя – одежды персонажей, ландшафта.

С восстановлением предметов одежды – свои тонкости. На выставке представлен кивер начала 19 века, выполненный из кожи, сукна и металла. До реставрации он был в печальном состоянии – ткань побила моль, подкладка посеклась, кожаные детали потрескались, а форма деформировалась. Реставраторы отчистили головной убор, обработали щелочным раствором с последующей крацовкой, тонировали, припаяли сломанные металлические детали, а кожаные части смазали льняным маслом. Сейчас кивер выглядит отлично, следы реставрации можно заметить, только если очень внимательно присматриваться.

Работа рестовраторов произведений искусства настолько разнопланова и масштабна, что даже существует словарь специфических терминов, которые используются в их работе.
Например, атрибуция — установление автора художественного произведения или времени и места создания памятника истории и культуры.
Глазурование — самый распространенный способ декорирования разных видов керамических изделий. Повышает механическую прочность и водостойкость изделия.
Выкрошка — утраты красочного слоя на картине.
Записи — неавторские прописи, закрывающие подлинную живопись в отдельных местах ее поверхности.
Мастичение — заделка пор, раковин, трещин в камне после его абразивной обработки.
Рентенографирование — исследование внутренней структуры объектов, которое дает дополнительную возможность оценить состояние сохранности произведения.
Тонирование — завершающий этап реставрации керамики, живописных полотен, икон, изделий из ткани. При реставрации уникальных памятников восполненные утраты либо вовсе не тонируют, либо используют определенные декоративные приемы, позволяющие легко отличить восполнения.
Есть даже термин «мушиный засид» — помет насекомых на поверхности памятника.
Микалентная бумага – специальный материал из волокон хлопка, соединенных крахмальным раствором. Такая бумага лучше всего защищает предмет от внешних воздействий, устойчива к высоким температурам и очень прочная. Используется при транспортировке и хранении предметов искусства.
Осенью в музее будут проводиться мастер-классы по реставрации для детей и взрослых. Посетители смогут сами попробовать восстанавливать картинки при помощи этой чудесной бумаги.
Кто знает, может для кого-то реставрация станет делом жизни?
Тонкая работа,сколько выдержки надо,терпения,зрение хорошее!Здравия вам желаю!Спасибо за ваш труд!