Главное Темы 5 сентября 2025 10:00

Успеть все!

Мария Никитина преподает английский язык студентам-участникам проекта «Крылья Ростеха», занимается репетиторством, работает на «ОДК-Сатурн» ведущим инженером

Мария никогда не стоит на месте. Даже после работы продолжает заниматься саморазвитием – осваивает дистанционно новую специальность в «Высшей школе экономики», изучает управление инновационным бизнесом. А еще она – мама, жена и молодой литератор.

К языку с математическим подходом

Энергии Марии Никитиной хватило бы на троих человек. Но она шутит – как бы себя клонировать, чтобы можно было все успевать. Она любит быть вечно в движении и не ищет легких путей.

В школе ей хорошо давались химия, физика и математика, а вот с языком Шекспира и Байрона были проблемы. Все прочили ей карьеру в технической области, но у Марии был свой план.

— Я сказала – нет. Раз мне плохо дается английский, надо сделать так, чтобы победить этот предмет, — вспоминает она сегодня.

Отучившись на инязе ЯГПУ и получив заветный диплом, Мария задумалась – а что дальше. Она понимала – знать иностранный язык мало. Обязательно нужна дополнительная специализация. Поняв, что хочет чего-то большего, решила снова пойти учиться. На сей раз в РГАТУ, — рассказывает Мария.

Она поступила на заочный факультет рыбинского университета. Это было дальновидным поступком. Перед дипломированным специалистом с хорошим знанием английского языка открылись многие двери. Девушка устроилась на «ОДК-Сатурн» ведущим специалистом отдела закупок, одновременно – в РГАТУ, на кафедру «Гуманитарные технологии и социальное проектирование» преподавать экономический английский иностранным студентам из Африки и Азии.

Карьера не стала помехой для семьи. Мария вышла замуж, родила дочку. Когда девочке было полтора года, перспективного специалиста пригласили работать в проект «ОДК-Сатурн» «Крылья Ростеха», учить иностранному языку студентов этой программы.

Здесь все серьезно. Английскому отведено практически столько же времени, сколько занималась Мария на факультете иностранных языков – 9-10 часов в неделю. Причем упор делается именно на его практическое применение в сфере работы программистов, конструкторов, технологов. Это так называемый academic english, используемый в научной и образовательной среде.

— Необходимость усваивать такой объем информации обусловлена современными реалиями. Сейчас специалисты работают с большими объемами информации. Одна из их важных задач – быстро находить то, что нужно в этом многообразии. Ждать, когда переведут на русский язык нужную для работы книгу, нет времени. Язык не только учит говорить, но и мыслить – он очень хорошо развивает мозг, — рассказывает преподаватель.

У нее абсолютно разные подходы к преподаванию языка детям и студентам. Первых она учит слушать английскую речь, отвечать на вопросы и задавать их, активно использует комиксы, которые помогают ребятам делать первые переводы. Со взрослыми учениками нередко углубляется в историю становления языка, рассказывает о его фонетических структурах. В этом случае язык воспринимается как четкая, с математической точностью выстроенная система.

— Когда слышу фразу, что изучение языков – это удел гуманитариев, всегда хочется возразить. Потому что здесь есть нюансы, которые можно объяснить через формулы. И в этом английский порой кажется предметом даже более точным и системным, чем математика. Если в математике от перемены мест слагаемых сумма не меняется, то в английском получится бессмыслица, — объясняет преподаватель.

Осознанный выбор будущего

Преподавание для Марии – это не только обучение, но и живое общение со своими ребятами, в чем-то даже наставничество. Она часто беседует со студентами на английском про жизнь, будущую профессию.

— Когда я пришла работать в РГАТУ, мой отец занимался разработкой двигателя ПД-8. Я рассказывала ребятам про первый полет на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, первый запуск двигателей на новом импортозамещенном самолете SJ-100 new. Для студентов такое общение полезно – они получают больше информации о том, чем будут заниматься в дальнейшем. Для них важно быть мотивированными, — рассказывает Мария.

Она всегда напоминает студентам – в университете их никто не будет заставлять учиться. Их задача – по максимуму взять знания и работать на высокий результат.

Мария нередко приводит примеры из собственной студенческой жизни, говорит о том, какими силами дается высшее образование. Она вспоминает: когда училась, на одну стипендию было не прожить. Выручали мама с папой, которые ежемесячно выдавали дочери определенную сумму. На учебу девушка зачастую добиралась пешком. Так ей удавалось сэкономить деньги на пирожок. Небольшие суммы от первых заработков она, еще будучи студенткой, откладывала на собственное жилье. Родители, видя, с каким упорством дочь бережет каждую копейку, помогали как могли. Оглядываясь назад и общаясь с современными студентами, Мария понимает, что у молодежи сейчас намного больше возможностей.

— Честно говоря, до того как пришла преподавать в РГАТУ, считала, что престиж высшего образования у нас в стране находится ниже плинтуса. Но когда увидела ребят, которые решили учиться по программе «Крылья Ростеха», поменяла мнение в лучшую сторону. Они пытливые, увлеченные, понимают, что их образование государству стоит больших денег. Более того, стипендии участников проекта позволяют им жить не за счет родителей. Их уровень финансовой независимости гораздо выше, чем у меня когда-то, соответственно, больше возможностей. Главное – грамотно приложить голову и воспользоваться ими, — говорит Мария.

Большим шагом вперед в образовании специалистов она считает знакомство с профессией, предприятием с первых дней. Другой положительный момент в развитии высшего образования – это гарантированное трудоустройство молодых специалистов, которые должны по договору отработать несколько лет на предприятии, оплатившем их обучение.

— Это логично, после вуза молодой специалист не зависает где-то в постуниверситетском вакууме, а сначала отрабатывает то, что в него вложили. Считаю, что за такой практикой будущее всего высшего образования, не только технического. Она стимулирует осознанно подходить к выбору будущей профессии, — говорит преподаватель.

Творческая жилка

Каждый день Марии расписан буквально по минутам. Вечером после приятного общения с мужем и трехлетней дочкой – учиться. Она студентка национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», учится дистанционно по направлению «Управление инновационным бизнесом», штудирует гибкие методы управления проектами.

Пытливый ум Марии постоянно ищет применения полученным знаниям. Например, если маленький городок Канны во Франции поднялся за счет ежегодных кинофестивалей, то почему бы в Рыбинске не организовать свое биеннале? Только не летом, а зимой. А может, открыть на Дзене тематический канал для молодых рыбинских литераторов?

К числу последних относится и сама Мария. Недавно она начала писать книгу. По словам девушки, произведение о том, что у каждого из нас есть собственные невидимые шрамы, жизненные травмы, которые оставляют глубокие следы в душе.

— Это скетч-роман или роман-пазл, объединенный сквозным персонажем, который задает вопрос «а что есть наша жизнь?» — рассказывает о творчестве Мария.

Для себя на данном этапе она определилась с приоритетами. Этот человек-оркестр ставит на первое место семью. Без надежной поддержки мужа и милой улыбки дочки достигать новые высоты не так увлекательно.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
патриот 10:51 | 5 сентября 2025

Настоящая дочь Рыбинска. Повезло ей что у ее родителей хватило средств дать ей образование и что родители обеспечивали ей ту интеллектуальную среду которая позволила кроме образования получить воспитание позволившее ей стать такой какой она себя сделала.

Гость 15:10 | 5 сентября 2025

Молодец!!! Рады,что у нас в Рыбинске такие люди,на которых можно и нужно равняться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме