
Для участников рыбинского клуба ретроавтомобилей «Мотор» старые «жигули» и «москвичи» милее современных крутых авто с компьютерами и климат-контролем.
Команда единомышленников ездит на стареньких советских машинах по фестивалям и везде принимается на ура. Взрослые ностальгируют, молодежь интересуется историей советского автопрома. В последние годы участники клуба собирают советские вещи – от посуды до игрушек и радиоприемников. А началось все с раритетного мотора.

Одним из ярких событий прошедшего Дня города в Рыбинске стала выставка ретроавтомобилей от городского клуба «Мотор». Это сообщество людей, в хорошем смысле слова помешанных на старых советских машинах. На празднике в Преображенском переулке красовались бежевая «Победа» 1950 года, «Москвич-412», «Волга» ГАЗ-24 80-х годов прошлого столетия. Всего около 20 машин.
Ретроводы (так себя называют участники клуба) – частые гости на различных праздниках в городе и за его пределами. Их машины становятся настоящим украшением, а уж сколько разговоров вокруг! Взрослые с ностальгией вздыхают: «У меня в конце 80-х была такая машина», «Дед в наследство оставил, я на таком «Жигуле» в молодости гонял». Дети с удивлением рассматривают старые авто, задают родителям кучу вопросов. Им интересен необычный дизайн, маскоты на капотах.
Бывают и курьезы. Например, оленя в прыжке, украшающего «Волгу» ГАЗ-21, зрители часто путают с лосем.
— Ретроводы к таким промахам относятся снисходительно. Поправляем заблуждающихся зрителей, — улыбается руководитель клуба Ирина Андреева.
Они с мужем Виталием стояли у истоков клуба «Мотор».
А началось все со старинного двигателя от первого легкового автомобиля, созданного в СССР в начале прошлого века — НАМИ-1. Виталий много лет увлекается восстановлением различной техники, и однажды ему в руки попался этот раритет, причем в рабочем состоянии. Супруги представили находку на одном из автофестивалей. Когда мотор увидел отец Ирины, такой же увлеченный автомобилист, сказал – пора создавать ретромотоклуб. На тот момент у супругов появились еще два советских двигателя. У родителей был старинный домкрат, а также несколько раритетных педальных коней и детский велосипед 70-х годов.
Все это настолько отличалось от современной техники, что энтузиастов заметили другие увлеченные ретротематикой люди, завязались новые дружеские связи.
— С будущими членами клуба порой знакомились совершенно случайно. Например, Михаила, у которого «Волга-21», встретили, когда ехали по старому центру. Он стоял на обочине рядом со своей машиной. Мы с мужем остановились, подошли, разговорились. Оказывается, он в этот день дочку замуж выдавал, — рассказывает Ирина.
Кто-то из владельцев ретроавтомобилей присоединяется к клубу спустя время. Так в ряды ретроводов попало несколько молодых людей.
— Как-то, будучи за рулем, я увидела на перекрестке парня на «копейке», прямо на дороге стала зазывать к нам. Для него это стало настоящей неожиданностью, и, конечно же, он отказался. Но через год отыскал нас сам, стал выезжать с нами на мероприятия, — продолжает она.
Кстати, молодежь среди ретроводов не редкость. Старые авто по карману молодым людям, которые покупают их за 50-100 тысяч или получают в наследство от родственников. Они ездят на жигулях-москвичах на учебу и работу, путешествуют.
Все вместе они не мыслят свои будни без дороги. Как только начинается теплый сезон, водители выкатывают машины из гаражей, снимают чехлы и отправляются в путь – на тематические праздники, выставки. Одним из традиционных мероприятий, где ретроводы участвуют всегда, стал фестиваль адаптивного спорта и физкультуры «Седьмой лепесток».
— Для нас стало настоящим откровением, что люди с ограниченными возможностями здоровья очень интересуются ретротехникой. Запомнился незрячий паренек, который пришел с провожатым на выставку, гладил машины, изучал руками каждую деталь, задавал очень вдумчивые вопросы, — вспоминает трогательный случай Ирина.
Она недавно подсчитала, что весной-летом ретроводы каждые две недели куда-то отправляются вместе. В холодное время года путешествовать проблематично. Все-таки у большинства машин возраст почтенный, и хозяева их берегут.
— У одного из наших ретроводов есть красавица «Победа» 1950 года. Бежевая, с блестящими боками, она всегда обращает на себя внимание. Хозяин ее бережет, в дождь и снег из гаража не выводит, так и говорит: «Неужели я по такой погоде буду свою «бабушку» мочить», — смеется водитель.

В коллекции клуба не увидишь ржавых и помятых машин. Каждая из них – полноценный член семьи, который требует внимания. И ретроводы периодически модернизируют и тюнингуют свои раритеты. «Жигули» и «Москвичи» 80-х ездят на современной резине, в их движках и карбюраторах установлены новые детали.
— А как иначе? Машина живет в дороге, она должна быть на ходу. Тем более мы порой уезжаем на фестивали, которые проводятся за тысячу километров от Рыбинска. Например, в Кронштадте. Путешествуем на своих «ласточках». Поэтому вкладываемся в автомобили, чтобы они были надежными и не подводили в дороге, — рассказывает Ирина.
Нужные детали находят на Авито, в группах ретроводов в ВК, берут из старых машин-доноров, которые уже отправились на покой.
На некоторых фестивалях ретромашин требуют, чтобы все детали в машине были родными, но рыбинские ретроводы это мнение не разделяют.
— Как можно ездить на старой резине? Да и зачем так рисковать, когда можно поставить современные шины и ездить безопасно, — разводит руками председатель клуба.
Она с гордостью говорит, что рыбинцы всегда приезжают на праздники и фестивали на собственных авто. Другие участники, у которых в машинах детали родные, так не могут, поэтому зачастую нанимают эвакуатор либо организуют подкат, чтобы довезти своих любимцев до места.
Казалось бы, с ретроавто слишком много мороки. Ирина с этим не согласна.
— Современные авто кажутся нам какими-то безликими, одинаковыми по дизайну вне зависимости от марки. Когда мне говорят – купи себе нормальную современную машину, всегда возражаю – старые надежнее. Да, они работают без компьютеров и навигаторов, но случись что, их всегда можно отремонтировать и ехать дальше. А вот если накроются «мозги» в современном внедорожнике – пиши пропало, сам посреди дороги его не отремонтируешь, — говорит руководитель клуба.
Зачастую ретроводами движет желание дать старым машинам вторую жизнь. Сама Ирина – не исключение. Когда решила приобрести очередного ретрокрасавца, долго искала подходящую замену из советского автопрома. Рассматривала разные машины. У некоторых детали держались на честном слове и монтажной пене. Но однажды Ирина увидела ее – лазоревого цвета «Волгу». Авто будто ждало новую хозяйку.
— Владелец ездил на ней 37 лет, но последние годы вообще не заводил. Машина стояла в чехле в отапливаемом гараже. Два моих знакомых механика обследовали ее вдоль и поперек и не нашли изъянов, — рассказывает ретровод.
Прежний владелец машины, пожилой мужчина, мечтал отдать «Волгу» в надежные руки. И потом с удовольствием видел свою бывшую «ласточку» на городских праздниках среди других красавиц.

Участники клуба «Мотор» раздвигают привычные рамки, постоянно придумывают что-то новое. Например, они частые гости в ДК «Каменники». Несколько лет подряд зимой помогают проводить новогодние мероприятия, наряжают здесь елку, конечно же, в ретростиле. На все праздники, выездные мероприятия берут с собой старые советские вещи – от открыток и посуды до игрушек и радиоприемников.
У Ирины есть собственная коллекция советских игрушек, которую она хранит с детства. Про каждую она может рассказать целую историю – плюшевую собачку часто лечила и мазала «больные места» зеленкой, а мягкого мишку отец подарил маме, когда они познакомились.
— Когда я уехала учиться, отец хотел отдать игрушки маленьким детям, но мама сказал: «Хозяйка вернется и сама решит». Как видите, расстаться со своими плюшевыми зверями я не смогла, — смеется Ирина.
Теперь игрушки и другие старые вещи – реликвии «Мотора». Так же как и ретроавто. Своим существованием они напоминают людям об ушедшей эпохе, истории страны и вещах, которые окружали наших предков.
Все хорошо,но на реьяиаз не советская одежда,а так верным путем идут товариши!В добрый час!
Возможно однажды меня эта Волга как то подвозила с охоты до Рыбинска… Был в восторге! До чего мягкий ход и отличная подвеска, просто диву давался! И салон внутри как на Ролс-Ройсе, уютно и очень мило…
У нас в подведомственном цеху один рабочий точно с таким же пафосом, как Вы, рассказывал, как его в СССР в медвытрезвитель отвозили.