
В конце августа Дмитрий Мухин, пожарный из Рыбинска, участвовал в исторической реконструкции события, ставшего одним из ключевых этапов Второй мировой войны. Мы спросили у воспитанника центра «Патриот», что происходило на Южном Сахалине, когда на материке уже отпраздновали Великую Победу, как современники воссоздают военные операции и чем еще можно помочь в деле сохранения исторической памяти.
Дмитрий Мухин – командир отделения в спасательной части № 16. Окончил рыбинскую кадетскую школу, в старших классах увлекся поисковой работой. Центр «Патриот» стал для него точкой притяжения и остается таким, несмотря на большую занятость и ответственность в его уже взрослой жизни.
Дмитрий полетел на Сахалин по приглашению руководителя рыбинской патриотической организации Марины Макаровой и ее коллег с острова. Поездка удачно совпала с отпуском.
— Счастлив, что появилась возможность поучаствовать в таком проекте. В конце 1945 года бойцы Красной Армии освобождали некоторые территории от милитаристской Японии. Все происходило на Камышовом перевале. Наши забирали свои позиции, провели решающий штурм укрепрайона. И нам нужно было, изучив исторические сведения и справки, построить бой, — рассказывает Дмитрий.
Событие воспроизводят ежегодно под руководством местного поисково-исторического центра, а в этом году мероприятие решили усилить, расширив географию участников. В Холмске принимали ребят со всей страны. Смогли приехать представители патриотических организаций и самостоятельные единицы из Сыктывкара, Зарайска, Москвы, Питера. Рыбинец сожалеет, что времени на общение с коллегами было крайне мало. Репетиция накануне основного дня началась в девять утра. Для жителей Холмского района готовился большой праздник, с усиленными мерами безопасности.

Дмитрий Мухин / Моменты реконструкции
Реконструкция должна быть очень точной, импровизацию сводят к нулю. Тем, кому требовались форма того периода, оружие и другая атрибутика, их выдавали на месте. Кто-то все необходимое брал с собой.
— Некоторым ребятам пришлось долго объясняться в аэропорту, что оружие охолощенное. Говорят, сотрудники досмотра даже экспертов привлекали. Но все у них закончилось благополучно. Не могу представить, как другие провозили японские секиры, — улыбается сегодня Дмитрий.
Снабжением рыбинского участника озадачился «Патриот». Квота была только на одного человека, и его достойно собрали в дорогу – дали флягу, котелок, каску. Оружие Дмитрий получил у организаторов.
— Поставили задачу: я, еще один командир, сержант и боец участвуем в разведке. Жаль, но нас «убили» самыми первыми. Перед началом зачитали строевую записку. Мы вышли из укрытия. «Японцы», тоже русские в форме противника, сидели расслабленные у костра. Один из них пошел за сигаретами в блиндаж и увидел меня. Началась перестрелка, а дальше Красная Армия стала выдвигать все свои силы, — рассказывает участник событий.
Не все реконструкторы обладают актерскими данными, они, прежде всего, настоящие фанаты истории. Для них важны даже малейшие детали. Действия записывают на видео, фотографируют. Это поможет потомкам лучше понять, что происходило на этой земле: дата и набор сведений из документов превращаются в человеческие судьбы и подвиги, на планирование которых у настоящего воина не было ни минуты.
Особое внимание Дмитрий уделил воспоминаниям о девушке, исполнившей роль медсестры. Она вместе с соратниками пробиралась к врагу: бойцы выкатили пулемет «Максим», взяли два пулемета-пистолета Шпагина. Но их разбомбили, а оставшуюся в живых хрупкую солдатку крупный «японец» бросил на землю и казнил.
Дмитрий вспоминает еще одну яркую реконструкцию десятилетней давности на Невском пятачке. В первых числах мая тогда еще кадетом он попал на «Плацдарм-2015». Дети и подростки от военно-исторических клубов участвовали в Марше памяти на технике времен Великой Отечественной по фронтовым дорогам Ленинградской области. Шли три дня и две ночи. Среди «полуторок», пушек, гаубиц, «Уралов» и других железных помощников красноармейцев Дмитрий сохранил в памяти образ танка «Клим Ворошилов-1», поднятого со дна Невы.
— Машина затонула при переправке без экипажа, который в это время находился в госпитале. Поисковики подняли его, восстановили и поставили на ход. Уже после похода ребята нашли и пригласили танкиста, воевавшего на этом танке. Он самостоятельно, несмотря на возраст и старые травмы, забрался в машину, отказавшись от помощи, проехал на ней около 70 метров и сделал выстрел, — с гордостью рассказывает Дмитрий.
Возможно, именно эти события якорем вросли в его юное сердце. А еще рассказы о жизни в военное время прабабушки Дмитрия, труженицы тыла, которой не стало в декабре прошлого года.
На Сахалине Дмитрий побывал впервые и первый раз в жизни летал на пассажирском самолете. Хотя для прыжка с парашютом в небо уже поднимался. Теперь он собирается еще на одну реконструкцию в Волгоград, куда его пригласили новые знакомые из Республики Коми. Товарищи ждут, когда откроют регистрацию. Заявиться в этот проект, как и в другие подобные, тоже может каждый. Опыт и текущая патриотическая деятельность, безусловно, дают больше шансов на одобрение и приглашение от организаторов.
Примерно в те же даты в августе на поиск отправился еще один воспитанник и друг центра «Патриот» Владимир Михайлов, сотрудник «Яроблводоканала». Его самолет приземлился в Петропавловске-Камчатском. Потом на вертолете команда с рыбинцем отправилась на остров Шумшу. На месте устанавливали исторические факты о высадке десанта на Курилах, искали останки погибших. Потом из-за плохой погоды не дождались борта, чтобы вернуться, и ушли на берег военным кораблем. Владимир благополучно вернулся в родной город. И он, и Дмитрий помогают центру «Патриот» проводить мероприятия для подростков из школ и колледжей – межрегиональный слет «Юность. Отвага. Спорт» в Рыбинске или Ярославле, строевые смотры, «Зарницы». Они проходят в учебное время, а летом клубы продолжают свою важную миссию — поиски. Наш герой тоже занимался обнаружением останков павших воинов. Работу волонтеров в этом направлении молодой человек считает незаменимой, сам мечтает к ней вернуться.
Благодаря деятельности поисковиков по всей стране с 2012 года в Ярославскую область удалось вернуть останки 39 воинов-земляков, погибших во Второй мировой. Их имена установлены по жетонам или другим личным вещам и наконец-то получили вечную Славу.