
Юлия Скороходова
Накануне фестиваля поговорили с автором идеи и руководителем проекта Юлией Скороходовой о запросах двадцатилетних и самых современных форматах городских событий, о том, почему их участникам уже не достаточно просто наблюдать, а нужно вовлекаться и создавать контент.
— Юлия, формат медиа-, да еще и иммерсивного фестиваля для Рыбинска новый. Что это такое? Чего нам ждать?
— Это формат совершенно экспериментальный. Такой фестиваль мы делаем впервые, хотя за спиной у нашей команды огромный опыт фестивального движения. Мы изучили рынок и пришли к выводу, что и в других регионах ничего подобного никто не делал. Это фестиваль-спектакль, который развернется под открытым небом на Красной площади в Рыбинске. Театрализованное действие создаст иллюзию съемочной площадки – как будто бы снимается кино. Причем фильмов будет несколько. «Черный бурлак» – про бурлаков, «Туманы» – про Рыбинское море, судостроение, «Нефть и пиво» – фантазия на тему, как в одном ресторане могли бы столкнуться промышленники Нобели и купцы Дурдины. «Кино до кино» — история, связанная с Шенками.
Второе отличие нашего фестиваля – в иммерсивности, когда гости вовлекаются в процесс. Обычно такой подход используется в исторической реконструкции: люди переодеваются в костюмы определенной эпохи и воссоздают некое событие, чаще сражение. Мы же хотим поиграть с историей, это свободная, творческая интерпретация по мотивам прошлого Рыбинска. Абсолютно у всех будет возможность поиграть в эту игру – формат легкий, не требующий подготовки. Самое важное для нас, чтобы все происходящее зацепило наших детей, зумеров, и они через вовлечение узнали бы об истории Рыбинска.
— Все-таки в центре развлекательного молодежного события будет история. Почему?
— На мой взгляд, история Рыбинска удивительна, но сейчас ее затмевает декоративная составляющая городской среды. Мы все говорим про прекрасные рыбинские вывески. И они действительно классные! Но они не могут привлекать туристов вечно. Митя Кузнецов, идейный вдохновитель и двигатель проекта с вывесками, сам говорил, что красивый, стилизованный под старину исторический центр – это только фон, декорация для событий. И пока город на пике интереса, нужно насыщать его самыми разными событийными проектами. Рыбинск для меня – этакий среднерусский денди. Его модно и красиво одели, причесали, теперь пора организовать его досуг. Мы делаем такую попытку.
Я сама родилась и выросла в Рыбинске, очень его люблю. И мне обидно, когда люди ничего не знают про бурлаков, про хлеб, про Шенков, про купечество, которое было круче ярославского, про то, что Рыбинск вообще-то был более процветающим городом, чем столица губернии. Давайте же расскажем про это.
— Что мы увидим на Красной площади? И как именно предлагается участвовать в процессе?
— Красная площадь превратится в большой киногородок. Каждая тема будет обозначена гримвагеном. Это такой киновагончик, куда каждому из нас любопытно заглянуть. Внутри будет аудио-визуальная инсталляция, посвященная одной из тем. В течение нескольких минут мы погрузимся в исторический материал.
На площадке развернутся реальные киносъемки – с артистами, режиссером, гримерами, хлопушкой. Присоединиться к команде и сняться в кино сможет каждый.
Мы изначально понимали, что если предложить гостям просто переодеться в костюмы и сфоткаться с картонным бурлаком, это не зацепит. Поэтому много усилий приложили к тому, чтобы на фестивальной площадке было действительно зрелищно, необычно, чтобы на каждом шагу было что сфотографировать, у гостей возникала эмоция, впечатление, которым бы они хотели делиться в соцсетях.

Здесь мы исходили из того, что у современного поколения превалирует визуальная коммуникация. Даже перед шеф-поваром, который будет проводить гастрономические мастер-классы, поставлена задача – акцент делать не на вкус, а на эффектный вид блюд, чтобы у людей остались красивые фото.
Кроме того, все время на фестивале будет работать медиакоманда. Вам дадут номерок, и на сайте фестиваля вы сможете скачать под этим номером контент со своим участием, снятый профессионалами.
На мастер-классе в экспресс-режиме вас научат классно снимать рилсы, короткие видео. А на вертикальных экранах будем транслировать лайв-контент.
Будут тематические фотозоны – прикольные и современные. Например, привезем «автомобиль Дурдина» начала ХХ века (да, сесть за руль можно), а посреди Красной площади поставим настоящую ванну. Зачем? Не стану портить сюрприз, рассказывая обо всем, что мы готовим.
— Вы постоянно говорите «мы». Интересно узнать о команде организаторов.
— Это команда компании «Волга-групп», которая занимается приемом туристов в городах Золотого кольца и организацией разного рода проектов и фестивалей. Наш флагманский проект – это «Пир на Волге», который мы проводим уже восемь лет. Сравнительно новое событие – театральный фестиваль «Волков. Подмостки». Мы привозим в Ярославль ультрасовременные независимые театры, а спектакли играем на исторических площадках: в музеях, купеческих особняках, заброшенных зданиях, трамвае… С помощью современного искусства мы обживаем историческое наследие, мотивируем молодежь прийти туда, куда они ни за что бы не пошли. Ровно та же задача, что и у фестиваля в Рыбинске. В Ярославле мы отслеживаем обратную связь. Это до мурашек, когда получаешь отклики вроде таких: «Мне 20 лет, я каждый день езжу мимо Знаменской башни в университет, но ни разу не поднимала на нее глаза, я не знала о ней ничего. Спасибо, что открыли для меня мой город». Или: «Мне 21, за два дня фестиваля я узнала о городе больше, чем за всю жизнь». Это то, ради чего, по большому счету, мы затеваем все наши проекты.

— По-вашему мнению, Рыбинску не хватает событий, понятных двадцатилетней публике. Как вы вообще оцениваете событийную повестку в городе?
— Событийной повестки не хватает всем. Даже если мы возьмем Москву с ее чередой сменяющих друг друга фестивалей, придуманных мэрией.
Чем токсичнее информационная жизнь человека, тем больше нужно событий – культурных, туристических, развлекательных и прочих, чтобы человек был эмоционально стабилен, лоялен к тому месту, в котором живет, чтобы он отдыхал, наполнялся эмоциями и вдохновлялся делать что-то для своего города.
Если говорить о работе с молодежью, то сейчас это большая проблема у всех территорий. Она есть и в туризме, особенно у исторических городов. Когда мы транслируем посыл про сохранение нашего великого прошлого, то, сами того не замечая, отгораживаемся от будущего. Дети хотят думать о завтрашнем дне. Они не циники, но как им реагировать на повестку, когда со всех сторон говорят «про наследие»? Правильно, «Мы, наше будущее никому не интересны». И это очень плохо. А нам хочется делать такие события, чтобы можно было честно заявлять: «Ребята, это для вас! Берите и пользуйтесь! Это все, чтобы вам было интересно, чтобы вы понимали себя».
— «Понимали себя»? В этом вы видите смысл фестиваля?
— Если предыдущие поколения были увлечены выживанием, то у зумеров большой запрос на самопознание, рефлексию, поиск смыслов. И мы им эти смыслы можем дать. Но сделать это надо на современном, понятном для них языке. Если мы будем разговаривать с молодежью в кокошниках и с балалайками, мы не договоримся ни о чем. Я очень опасаюсь сегодняшнего тренда на «русскость», когда на свадьбах все рядятся в сарафаны, и при этом никто не знает, что означает орнамент на этом сарафане, и кто на Руси мог носить кокошники. Вот это беда!
Мы, напротив, подводим детей к смыслам. Я считаю, что не надо стесняться говорить об истории современным языком. Не надо бояться, что тем самым мы ее обесценим. Наоборот, мы это прошлое сделаем актуальным, близким, интересным для нового поколения. Задача любого событийщика, на мой взгляд, именно такая сейчас.
— Почему столько усилий вы прикладываете к тому, чтобы вдохновить гостей фестиваля – обычных людей, не профессионалов — снимать много и хорошо?
— В городах Золотого кольца мы традиционно делаем события туристические, нацеленные на привлечение гостей. Да, наш фестиваль интересен и для самих рыбинцев, но это и туристическое событие. Его задача – транслировать в мир информацию, какой Рыбинск прекрасный город. Идея в том, что мы лишь создаем условия, а народ сам генерит так называемый пользовательский контент, который сейчас работает лучше, чем любая реклама. Это самый эффективный инструмент продвижения брендов (а Рыбинск – это, конечно, туристический бренд).
Мы обращаемся к блогерам, ко всем СМИ, к обычным жителям: ребята, есть классная возможность пропиарить свой родной город, воспользуйтесь ею и расскажите всему свету о том, в каком славном городе вы живете!
— А что дальше, после того, как гримвагены покинут Красную площадь? Если «Снято. Много. Хорошо» пройдет успешно и люди захотят еще, стоит ли рассчитывать на новый раунд большой игры с Рыбинском, как гласит ваш слоган?
— Фестиваль проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Грантовая история не может длиться вечно, это проект «на один раз». Однако очень хотелось бы продолжения. В этом году мы затронули только пять культурных кодов Рыбинска, а их ведь гораздо больше, взять хотя бы богатейшее советское наследие…
Будет ли продолжение у фестиваля? Этот вопрос нужно задать территории. Мы со своей стороны готовы ко «второму сезону» – тематический потенциал у города огромный.