
Дом в Балобанове, 1920-е гг.
Читаем статью кандидата искусствоведения Тамары Шевчук, преподавателя московской академии им. Строганова «История развития гончарного промысла в Рыбинском уезде, формирование локального стиля посудного гончарства».
К занятию ремеслами население Рыбинского уезда подталкивала сама земля. Характер почв – болотистый, торфяной, глинистый – не позволял снимать большие урожаи, многие пахотные земли вовсе не обрабатывались. Между тем, к началу XX века население уезда составляло 90 тысяч человек, и занимались они в основном животноводством и промыслами.
Среди ремесел были распространены обработка кож и шерсти; золотобойное и серебряное дело; производство веревок и судовых канатов, телег и саней, валенок и древесного угля; плетение корзин; столярное дело. И, конечно, шубный, сапожный и гончарный промысел. Как возникали ремесла? Как ни парадоксально, на их развитие влияло крепостное право.
— Помещики старались иметь крепостных мастеров по нужным специальностям, для этого отсылали мальчишек в города учиться ремеслам. Такие господские мастера учили и других крестьян. Эти сельские ремесла передавались от отца к сыну, а с увеличением населения и повышением спроса становились промыслами. Вскоре товара становилось так много, что кустари были вынуждены сбывать его в других местностях. А некоторые продавали не только товар, но и свой труд – становились отходниками на стороне, – описывает Тамара Шевчук.

Гончары, художник Порфирий Крылов, 1938 год
Ремесло крестьяне выбирали сообразно ресурсам. Так, залежи жирных глин – крупные, промышленного значения пласты – располагались в Балобановской волости Рыбинского уезда. Поэтому местные крестьяне издавна занимались горшечным промыслом, и, судя по всему, успешнее всех в Рыбинском уезде.
По статистике 1901 года, «гончарство было наиболее развито в трех местах уезда: в деревне Петровка Высоковской волости, в деревне Пахомово Неверковской волости, а более всего – в Балобановской волости». Здесь горшечный промысел возник задолго до отмены крепостного права: «происхождение его имеет за собой глубокую давность», сообщает уездный статистик.
— Участком, где добывалась жирная красная глина, владели сразу шесть деревень: Переборы, Ворыгино, Плешивец, Репино, Горели и Куклино. Горшечники брали глину бесплатно, каждый копал, сколько нужно. Сезон начинали осенью, когда глину развозили по домам, – сообщает Шевчук.
Работали гончары всю зиму, чтобы весной и летом сбыть свой звонкий товар. Трудились «с Казанской (22 октября) до Петрова дня (29 июня)». Летом могли отправиться в отход в столицу: трудиться на стройках, участвовать в дорожных ремонтах.

Гончарный круг, середина 19 века
– Работали балобановские гончары силами своей семьи: взрослые мужчины, подростки, реже женщины. Всю зиму они изготавливали посуду: мяли глину ногами, превращали в изделие на ручном гончарном круге, наносили узоры ножом. За день могли сделать десяток горшков. Трудились прямо в жилье, а вот обжигали на берегу Волги в полевом горне – полусферической печке. Туда помещали сразу 300-400 изделий и запекали несколько часов «до розового свечения», – поясняет исследовательница.
Что производили балобановцы? Огромный ассортимент хозяйственных вещей: опарники, кринки, горшки для варки, топники для масла, цветочные горшки, тазы, рукомойники, кашники, масленки, плошки.
Перед обжигом горшки обмазывали суриком, «делали полив». В печи он превращался в стекловидную красновато-коричневую глазурь – прозрачное покрытие, не заглушающее цвет черепка. Получалась посуда, которую исследователи называют красноглиняной глазурованной.
Каждый горшок и крынку стремились украсить – пусть и просто, незатейливо. Известное изречение гласит: «Красота скромных будничных предметов в крестьянской избе связана с признанием важности хорошей вещи в быту, с убеждением, что она приносит в дом благополучие. Увлеченный трудом мастер стремился к совершенству создаваемой вещи, а совершенство вещи утверждало достоинство мастера».

Кувшин, роспись ангобом, начало 20 века / Кувшин, начало 20 века
Правда, чем меньше была гончарная форма, тем меньше у нее шансов быть украшенной. Так что кашники, масленки, горшочки, кринки украшал либо простейший линейный орнамент, либо они вовсе оставались без рисунка, довольствуясь только глазурью.
— Интересны кувшины, расписанные ангобом (подглазурная роспись). Встречается геометрический рисунок: пояс из белых крестов, ограниченный сверху и снизу белыми линиями; три ряда белых вертикальных штрихов, набранных в шахматном порядке; четырехлистник, подчеркнутый поясом белых ангобных точек. Эта точно найденная пластика формы – основное выразительное средство среднерусского и, в частности, рыбинского гончарства, – читаем у Тамары Шевчук. – Рыбинское гончарство занимает достойное место в ряду других классических видов народного искусства.
Самостоятельно балобановцы не торговали, весной к ним приезжали перекупщики. Товар им сдавали оптом по низкой цене: сотня крупной посуды стоила 10 рублей, сотня мелкой – 3 рубля. Цены на посуду зависели от урожая грибов, капусты и хлеба. Дороже всего горшки и кринки стоили во время поста – у крестьян накапливалось много молока, и спрос на посуду возрастал. Горшки из Балобановской волости ехали в Рыбинск, Мологу, Углич, Мышкин, Калязин, Кашин.
Как и многие другие ремесла, балобановский промысел в конце XIX века стал приходить в упадок. Крестьяне спешили променять невыгодный физически тяжелый бизнес на работу по найму в Рыбинске.
— Близость большого торгового центра дает возможность приискать массу других занятий. Неприглядность промысла, его небольшая доходность – все это отвлекает жителей от ремесла. Один за другим, особенно молодежь, уезжают в города, где служат буфетчиками, трактирщиками, приказчиками, – сообщает дореволюционное исследование.

Ендова, конец 19 века