
Дорога каждая минута, когда речь идет об угрозе жизни и здоровью человека. Если медпомощь удается оказать в течение «золотого часа», шансы на спасение даже тяжелого пациента многократно возрастают. И в этом врачам помогают вертолеты.
О том, как работают крылатые бригады, где учат на вертолетчиков и сколько длится полет от Рыбинска до Ярославля, читайте в нашем интервью с представителем редкой профессии. Знакомьтесь, Иван Осадкин – пилот санавиации.
— Иван, расскажите о себе. Как вы пришли в авиацию?
— Я родился в 1988 году в семье военного летчика в Казахстане, где отец проходил службу в Ракетных войсках стратегического назначения. Помню, как он брал меня с собой на полеты, и я катался в кабине вертолета Ми-8, наблюдая бескрайние поля и просторы. Когда Советский Союз распался, отца перевели на службу в Тверскую область, а в 2000-м году он ушел в запас. Дождавшись, когда я окончу школу в 2005 году, семья вернулась в родной Ярославль.
— А вы решили продолжить дело отца и стать пилотом?
— О том, что я продолжу династию вертолетчика, стало известно буквально под конец 11-го класса. Окончательно с выбором профессии я определился только тогда, когда проходил комиссию в военкомате. Все шли кто куда. А я заявлял, что хочу поступать в летное училище в Сызрань. Это удивило комиссию, ведь мало кто вообще знал о таком. Более того, меня убеждали, что даже если такое есть, то я туда не поступлю. Либо здоровья не хватит. А оно там нужно: зрение 100% и отсутствие других болячек.

— И все-таки вы поступили?
— Назло скептикам и на счастье родителей я поступил в Сызранскоe высшеe военное авиационное училище летчиков, единственное к тому времени в стране. (Раньше летных училищ было много. Теперь одно вертолетное и одно истребительное, в гражданской авиации есть вертолетный колледж в Омске). Учился там до 2010 года. Освоил два типа вертолетов: маленький Ми-2 (кстати, именно ему и пришел на смену наш теперешний вертолет «Ансат») и основной мой тип вертолета – старый добрый и легендарный дедушка Ми-8. На нем я продолжил летать уже в звании офицера ВВС.
По распределению попал служить в Приморский край, в село Черниговку в 150 километрах от Владивостока. Да-да, та самая Черниговка, где служил Роман Филиппов, летчик самолета Су-25, Герой России посмертно. Он погиб при выполнении боевого задания в Сирии в 2018 году. Сейчас уже три вертолетчика — Герои России. Гордость испытываю за моих однополчан!
— А как военный летчик попал в санавиацию?
— Уволившись в запас в 2021-м году, я переехал на ПМЖ в Ярославль. За плечами уже был колоссальный опыт летного дела, пилотирования. Я «переобучился» на пилота гражданской авиации и приступил к поиску авиационных компаний для трудоустройства. По счастливой случайности узнал, что есть такая компания, которая занимается прекрасным и замечательным делом – не просто перевозкой пассажиров или грузов, а спасением людей. Это санитарная авиация.
— Что представляет собой эта служба?
— Национальная служба санитарной авиации (НССА) появилась в 2018 году. Ее главная задача – оказание круглосуточной медицинской помощи с использованием авиатехники. Вначале всего четыре вертолета «Ансат» летали по Ленинградской области и спасали жизни людей. Сейчас в парке порядка 40 машин «Ансат» и столько же Ми-8, которые выполняют санрейсы практически по всей стране. На борту вертолетов находится современное медицинское оборудование. В составе бригад работают врачи-профессионалы с большим опытом в службе медицины катастроф, способные работать в самых экстремальных условиях.
С лета 2022 года я уже летал в качестве командира воздушного судна НССА и самостоятельно выполнял задачи по эвакуации пациентов. Работал во многих городах: Грозном, Великом и Нижнем Новгороде, Владимире, Иванове, Рязани, Санкт-Петербурге, Москве, Чебоксарах, Казани, Екатеринбурге и, конечно же, в Ярославле. Мы спасали пациентов с переломами, сердечно-сосудистыми заболеваниями, инсультами, инфарктами, с ожогами. Летом часто транспортируем пострадавших в ДТП, мотоциклистов, даже бывают юные самокатчики.
К великому сожалению, не так часто получается поработать в родной области. (Например, в прошлом году мы доставили в больницы 47 жителей нашего региона, среди них — десять детей, три малыша до года). Но когда случается летать над родными местами, спасать своих земляков, это всегда невероятные эмоции!
— Чем обусловлено количество полетов?
— Вероятно, возможностями региона, ведь привлечение санавиации стоит недешево. Министерство здравоохранения Ярославской области заказывает 47 вылетов на весь год (несколько лет назад было 45). Конечно же, мы выполняем эти планы достаточно быстро, в этом году – за три месяца. Надеемся, что когда-нибудь придем к тому, что вертолет будет спасать людей круглый год, не ограничиваясь рамками отведенных ему лимитов. А жители области будут уверены в том, что при необходимости их обязательно доставят в кратчайшие сроки в специализированные медучреждения.
— В последнее время желтый вертолет санавиации видят и рыбинцы – на площади у «Полета».
— В этом сезоне в Рыбинск летали довольно часто. Надеюсь, это не связано с ухудшением общего самочувствия рыбинцев, и это просто случайное совпадение.
Полет от Рыбинска до Ярославля занимает менее 25 минут. Кстати, вертолетом мы перевозим пациентов и в федеральные медучреждения обеих столиц. До Москвы лететь чуть больше часа, в Петербург – три с половиной часа.

— Из кабины вертолета вы видели Рыбинск таким, каким мало кому удается. Поделитесь впечатлениями!
— Город очень красив сверху. К сожалению, был в нем только проездом. Но мы обязательно приедем к вам всей семьей, тем более что, летая, я уже заприметил места, где бы хотел побывать. Собор в Рыбинске очень красивый. Понравилась набережная с парками, памятниками.
— Складывается впечатление, что вы очень любите свою работу. А что в ней вам нравится больше всего?
— Вообще я очень проникся этим делом. Мало того, что люблю летать, так еще и очень люблю людей. Всем хочется помочь, чтобы все были здоровы и жили счастливо. Моя работа позволяет объединить оба эти устремления. И это дорогого стоит! Особенно если ты понимаешь, что от тебя зависит чья-то жизнь. Самые запоминающиеся моменты связаны, конечно же, с детьми. В такие дни душу наполняют особые чувства. Молишься, чтобы благополучно довезти малыша в клинику, передать его врачам, и чтобы он обязательно поправился.
Сейчас на моем счету более 500 часов налета на данном типе воздушного судна. Это около 250 перевезенных пациентов. И я буду с радостью приумножать эти показатели.
Так себе ,рекламка!
Побольше бы таких Профессионалов и возможностей области, так и жизнь была бы радостный и безопасней!!!