
Фото Ирины Баскаковой
28 ноября малый зал в ОКЦ забит до отказа. Даже пришлось приносить стулья и выстраивать дополнительный зрительский ряд. Добрая треть гостей киноклуба «Современник», который организовал встречу, – артисты массовки, их друзья и родственники. Те, кому больше других не терпелось увидеть знакомые лица на большом экране. А после показа – пообщаться с режиссером и исполнительницей одной из главных ролей.
Свой первый полный метр 25-летняя выпускница ВГИКа Камила Рамазанова снимала в августе 2024 года. Ее команда работала в Рыбинске, Ярославле и Рыбинском округе. Премьера состоялась ровно год спустя в Выборге, на фестивале российского кино «Окно в Европу». Картина дебютантки получила высокую оценку жюри и специальный приз жюри за искренность и человечность.
За плечами у Камилы Рамазановой – режиссерская мастерская братьев Котт и сценарная – Зои Кудри. Для «Встречных» сценарий она написала сама. В его основе – простая, казалось бы, история. Кто-то из зрителей ощутил в ней привкус шукшинской «Калины красной», а кто-то – интонации «Афони» Данелия.
Поезд в Москву, плацкарт, где сталкиваются 40-летний заводчанин Гена, который спешит в деревню к умирающей бабушке, и молодой кинорежиссер Санек, мечтающий о карьере в столице. Эту пару сыграли Дмитрий Куличков и Филипп Ершов. Их персонажи – представители разных поколений. Как у встречных поездов, у них разные жизненные векторы: «обратно, в дедовскую деревню» и «вперед, к огням большого города». В фильме с модным названием «Три сестры диджитал», который снял Санек, героини тоже рвутся из провинции в Москву. Тема корней и малой родины не дает покоя сценаристу-режиссеру. Не потому ли, что она сама родилась и выросла далеко от столицы – в Казани?
— Когда я писала «Встречных», эти темы меня волновали. Написала сценарий быстро. Разные истории складываются в один сюжет: где-то было что-то подслушано, где-то что-то прочувствовано, увидено, — поделилась со зрителями Камила Рамазанова.
Девушка ездит по стране, в том числе по маленьким городам. Впечатления от них, от разговоров с жителями воплощаются в образы на экране.
— Как-то я оказалась в городе Нея Костромской области. Четыре часа дня, краеведческий музей, на двери табличка «Открыто», дергаю дверь – не открывается, — рассказывает режиссер. — Спустя какое-то время открывает женщина, улыбается: «Здравствуйте, вы наш первый посетитель». По ее словам, население городка в последние десятилетия сократилось в два раза. Народ уезжает из глубинки. На вопрос, почему же она не уезжает, женщина ответила: «Мы здесь родились, здесь мы умрем».
Изначально фильм так и хотели назвать — «Я умер здесь». Но потом решили, что такое название слишком мрачное, да к тому же напрочь убивает интригу финала. После долгих раздумий родились «Встречные».
Но дают ли они ответ, какой поезд в итоге на верном пути: тот, что в Москву или из Москвы?
— На этот счет нет «правильной» точки зрения, это выбор каждого человека, — рассуждает автор фильма.

Куда более простым оказался для кинематографистов вопрос, где снимать.
— Сразу остановились на Ярославской области, конкретные локации искали позже, — говорит Рамазанова.
В кадре мы видим рыбинский вокзал, церковь в Болтине, деревенские улочки. Местных жителей сыграли сами же местные жители. Киношная массовка в Рыбинске – это особый культурный феномен. Съемочные группы, разглядев фактуру и фотогеничность города, в последние годы едут к нам одна за другой. И это всегда событие для горожан. В качестве артистов массовых сцен себя попробовали сотни рыбинцев, многие – не по одному разу. На площадку приходят взрослые, дети, иногда целыми семьями. «Встречные» не стали исключением.
С первых минут показа по залу гулял шепоток: «Смотри, это мы!» Вон знакомые лица промелькнули на перроне, а вон – среди пассажиров в зале ожидания. Покупательницы в деревенском магазине, прохожие – тоже наши.
— Я продавала пиво. Не кому-нибудь, а актеру Дмитрию Куличкову! – поделилась историей со съемочной площадки жительница Рыбинска Ирина Баскакова. — Камера снимала меня со спины. Бутылку надо было поставить так, чтобы оператор захватил мою руку, а лицо актера было видно через окошко ларька. Несколько дублей – и все не получается. Тогда Дмитрий как опытный артист берет песчинку, кладет ее на место, куда я должна поставить пиво, и все – снято! Из таких крупиц складывается художественное произведение, и я счастлива, что в нем есть и мой вклад.
В финале фильма есть сцена, где за автобусом бегут два пацана с флагами. Ребята тоже рыбинские. Эмоциями поделилась мама одного из маленьких артистов:
— Сегодня я даже прослезилась, увидев сына на экране! А когда были съемки, хваталась за сердце: как он у меня по дороге побежит, там же машины?! Режиссер меня поддержала: все будет хорошо. Огромное спасибо, для сына этот дебют в кино имеет огромное значение.
Во «Встречных» сыграли популярные артисты Дмитрий Куличков, Михаил Горевой (к слову, они снимались в Рыбинске и раньше), Филипп Ершов. И те, кого кинозрители пока не знают. Роль Наташи, школьной любви Гены, исполнила Виктория Тихомирова, актриса московского Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой.
Актерский дуэт Куличкова и Тихомировой был отмечен наградой на фестивале в Выборге, он удостоился особого упоминания жюри. По признанию режиссера, у артистов была одна из самых сложных сцен – любовная. Когда ночью во время ливня Гена приходит в магазин к Наташе.
— Каково это, работать со знаменитостью? — поинтересовался у актрисы зритель.
— Мы были знакомы с Дмитрием раньше, — рассказала Виктория Тихомирова. — Он был занят в постановках в нашем театре. С ним очень комфортно работать, он очень отзывчивый, очень талантливый. Это человек с прекрасным чувством юмора. Какие он пишет капустники!
Узнает ли о «Встречных» массовый зритель? Увидит ли на широком экране историю о неслучайности «плацкартных» встреч?
Несмотря на фестивальный успех, вряд ли. Кроме рыбинских «современников» и выборгской публики, картину могли видеть только москвичи. Лента выходила в ограниченный прокат в этом году, две недели ее крутили в сети кинотеатров Москино.
— Регионального проката у нас не будет, потому что это авторское кино, — признает Камила Рамазанова. — Реклама стоит очень дорого. А дистрибьюторы не готовы вкладываться в продвижение авторского кино, даже если оно простое, для людей и про людей. Этот факт надо просто принять. Надеюсь, кино выйдет на платформах, и зрители смогут его посмотреть.