33-летняя Софья Малинина встречает в маленькой мастерской в спальном районе, где помещаются небольшой диванчик и два рабочих стола. За одним она делает финифть, за другим – расписывает деревянные фигурки. Прямо под рукой – муфельная печь, в которой при обжиге раскрывается вся красота эмали, напоенной красками. Здесь же вальцы для проката металла, газовая горелка – их Соня приобрела совсем недавно, захотела освоить новое направление – изготовление ювелирных украшений.
— В юности я училась в художке, но спустя пару лет бросила – всерьез увлеклась стрельбой из лука, да и, честно говоря, мне было тесно в школьных рамках, – рассказывает она о себе.
Выучившись на художника-оформителя в 32-м училище, девушка устроилась на Первомайский фарфоровый завод в Песочном. Расписывала золотом и цветами посуду и сувениры, а потом стала сама разрабатывать орнаменты и дизайн продукции. Правда, растиражировать новинки не вышло – завод обанкротился.
— Выходить из декрета мне было уже некуда, – вспоминает Софья.
С финифтью, или, как ее изначально называли в Византии, откуда она пришла, огненным письмом, девушка познакомилась, когда проходила практику в Центре народного творчества у мастера-живописца Андрея Васильева. Только первый блин вышел комом.
— Андрей Сергеевич дал задание – сделать сувенир в технике финифть, а как – не сказал, – смеется она. – Я нарисовала композицию и отдала в обжиг на 2,5 часа – как фарфор. В итоге мне принесли растекшееся пятно. Хоть плачь!
Оказалось, что один слой финифти печется при температуре свыше 700 градусов всего 40 секунд. Обжиг следует после каждой прописки, а слоев может быть до восьми. Этап обжига – самый непредсказуемый, некоторые цвета в процессе изменяют интенсивность и оттенок, поэтому краски часто накладывают в несколько приемов даже для одного цвета.
— Например, красную краску накладываем ближе к концу, если передержать – сгорит и станет темной. Некоторые оттенки голубого, наоборот, накладываются в самом начале, потому что их красота раскрывается после нескольких обжигов, – называет нюансы ремесла Софья.
Все тонкости финифти она узнала позже от рыбинского художника-ювелира Ирины Воробьевой, у которой брала частные уроки и очень с ней подружилась. Другой известный в городе ювелир Вячеслав Абрамов подарил девушке первую муфельную печку – молодое дарование мастера поддерживали и опекали.
Софья вернулась в художественную школу на курс Петра Потурая, выучилась на ювелира в ярославском колледже, практиковалась у лучших мастеров художественно-производственного предприятия «Софрино», специализирующегося на предметах церковного обихода.
В технике финифть она пишет иконы и декоративные вещицы: панно, шкатулки, портретные миниатюры, украшения. При этом говорит – стиль а-ля-рус, присущий ростовской финифти, ей не близок. Другое дело абстракция, птицы, звери – фантазировать можно бесконечно.
Эмалевая роспись – дорогой и трудоемкий процесс. Технология нанесения финифти напоминает роспись фарфора. Узор пишется на тонкой выпуклой медной пластине – ее вырезают вручную из цельного листа. Металл нужно тщательно простучать молотком – у Софьи их наберется больше десятка.
На обратную сторону наносится контрэмаль – она оберегает металл от деформации, а рисунок – от растрескивания.
Следующий этап – наведение белизны. Внешняя сторона пластины покрывается порошком эмали и обжигается в муфельной печи при температуре до 900 градусов. В результате она получается молочно-белой, глянцевой и безупречно гладкой. Эмаль для меди – то же самое, что грунт для холста. Теперь можно писать.
Смешивание красок для росписи эмалевых пластин сегодня, как и три века назад, – это высокое искусство, сплав чутья художника и древних канонов промысла. На специальной дощечке, как правило, стеклянной, порошки соединяют с отработанным маслом для швейных машин – оно хорошо выдерживает высокие температуры и рисунок не «ведет».
В миниатюре очень важно мастерство композиции – надо суметь вписать изображение в заданный формат. Мазок в миниатюре – это совсем не то, что мазок в станковой картине. Здесь разухабистость не к месту. Миниатюра – это деликатность, тонкость и точность.
— На первой стадии росписи тонкой кистью делается «подмалевок» — наносятся основные цвета. После этого подсушиваем пластинку, чтобы масло выпарилось, и отправляем в печь, пока краски не приобретут яркость и блеск. Затем остужаем. Во время второй прописки – выправки – рисуем основные детали изображения и светотени, снова остужаем, и так далее. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов, – объясняет Софья.
После такой закалки финифти не страшны ни солнце, ни влага, ни время. Она практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Самые ранние из найденных археологами эмалей сохранили свой вид спустя три тысячелетия. Но стоит ее уронить – ни один мастер не возьмется реставрировать.
— Был у меня случай – держала на ладони иконку из финифти и вслух сказала, что мне не нравится, как я ее сделала. Она выскочила из рук и разбилась. С тех пор я плохо о работах не говорю, – улыбается Софья. – И не берусь за них в плохом настроении.
Изначально финифтью украшали иконы, оклады Евангелий, церковную утварь. Затем она раскрасила собой дерево и металл любимых дамских вещиц: декоративных шкатулочек, статуэток и, конечно, украшений.
Недавно мастерская Софьи пополнилась новым оборудованием и инструментом для изготовления ювелирных изделий, которые она приобрела на деньги программы социального контракта.
— Все больше девушек встречается в ювелирном деле, несмотря на то, что это физически тяжелый труд. Боль в спине, стертые руки, ожоги, испорченный маникюр… Но мне нравится то, чем я занимаюсь, я долго к этому шла, – говорит Малинина.
А еще у Софьи есть мечта объединить молодых творческих людей, чтобы помогать друг другу и делиться опытом. В Рыбинске таких много.