Символы и аллегории, грандиозные композиции, зрительные иллюзии, эмоциональность, пышность, витиеватые, изогнутые линии и обилие декора – пожалуй, по эффектности стилю барокко нет равных. Куратор выставки Ирина Хохлова подобрала из фондов музея уникальные свидетельства той эпохи.
В новой экспозиции – более 150 произведений живописи, графики, иконописи, фарфора и стекла, мебели и текстиля XVI-XVIII веков. Выставка разместится в двух залах. Первый займут экспонаты западноевропейского искусства, соседний – русского барокко.
— И в этом есть символизм, — говорит Хохлова. — Время жизни барокко в Европе и в России не совпадает. Мы хотели показать, как барокко эволюционировало на русской почве, что оно, как ни странно, неожиданно сроднилось и имело долгую жизнь с провинциальной иконописью, воплотилось в самобытных художественных ансамблях окрестных усадеб местной знати – Тишининых, Мусиных-Пушкиных, Лихачевых, Михалковых. Последние были завзятыми коллекционерами, поэтому мы решили показать их заграничные коллекции.
«Между землей и небом. Барокко. Рыбинск. Образы эпохи» — вторая стилевая выставка в серии. Первую осенью 2021-го посвятили русскому модерну.
По словам Хохловой, в мировой истории искусств барокко называют мостом в небо.
После напряженного XVI столетия с его экзистенциальным кризисом и падением возрожденческих идеалов мировоззрение человека изменилось – он уже не чувствовал себя центром Вселенной, а пытался осознать суть вещей и законов мироздания – отсюда и название «между землей и небом». Казалось бы, где барокко, а где современность?
— Мы хотим подчеркнуть, что барокко созвучен с запросами и чаяниями нашего времени – сейчас многие ищут новые смыслы, стимул для душевных устремлений, проектов, — говорит она.
Создатели выставки обещают настоящие шедевры из Голландии, Германии, Италии. В европейском зале как олицетворение небесного начала разместят огромное отреставрированное полотно XVII века «Голгофа» кисти неизвестного художника, выдающуюся картину XVIII века «Нахождение пророка Моисея», итальянский холст «Снятие с креста».
Множество гравюр гениев резца Гольциуса, Лересса, Вагнера, Корнеля.
Еще одно из сокровищ рыбинского музея – барочные изделия из фарфора, керамики и стекла. Уникальные экземпляры Ирина Хохлова подобрала вместе с коллегой, исследовательницей фарфора и стекла Натальей Коноваловой, недавно защитившей кандидатскую по искусствоведению.
Продукция первой в Европе Мейсенской мануфактуры – фарфоровые куртуазные сценки, а также табакерки и несессеры родом из Неаполя, декоративные тарелки, блюда и чаши из майолики конца XVI века в стиле французского керамиста Бернара Палисси, королевская «гжель» Нидерландов – Делфтский фарфор от известных мастерских «Павлин», «Двойной кувшин», «Фарфоровый топор».
В русском зале сюжеты перекликаются, русские художники соревнуются с зарубежными. В витринах – ранние гравированные кубки Петербургского стекольного завода 70-х годов XVIII века, ценившиеся тогда на вес золота.
Акцентными экспонатами здесь выступают подписные картины именитого художника Ивана Вишнякова – парные портреты дворян Николая и Ксении Тишининых, княжны Анастасии Давыдовой, графа Петра Панина, императоров Петра III, Павла I, императрицы Екатерины II.
Шелк, бархат, атлас, тафта – для пошива костюма в стиле барокко использовались исключительно дорогие и роскошные ткани. Их образцы из коллекции музея, по словам Ирины Хохловой, настоящий райский сад для ценителей. Выставка – уникальная возможность разглядеть их поближе.
Для полного погружения в эпоху барокко музейщики планируют пригласить на открытие выставки артистов театра «Малый Трианон» из Санкт-Петербурга, которые воссоздают танцы XVI–XVII столетия. На бал приглашаются все желающие.