— Ирина Петровна, совсем скоро традиционными капустниками завершится 198-й театральный сезон. Расскажите, каким он был?
— 27 марта – День театра – для нас точка отсчета и повод подвести некоторые итоги. Сезон выдался очень насыщенным. Отдыхать актерам и цехам было совершенно некогда. Осенью у театра появился художественный руководитель Наталья Людскова, полюбившаяся рыбинцам как режиссер спектаклей «Тонкие материи», «Смех Лангусты», «Неоконченный ужин или бесконечные завтраки», «Лес», «Любовь по-итальянски», «Васса Железнова». Прибыло и в актерском полку – к нам пришли новые молодые артисты.
Мы выиграли несколько грантов, в том числе от Министерства обороны, сделали одиннадцать ярких премьер – разных жанров, для разных возрастов и вкусов. Вернули в репертуар «Фабриканта». Сейчас готовимся к капустникам. Поначалу хотели изменить юмористическому формату, устроить праздничный концерт, но актеры настояли: дайте нам пошутить! Конечно, им, постоянно занятым в репетициях и спектаклях, хочется, наконец, расслабиться и похулиганить. Поэтому отступать от традиций мы не стали. В первом, отчетном акте зритель увидит сцены из любимых спектаклей уходящего сезона.
Главной интригой вечера станет чествование лучших артистов, которых выбрали театральная комиссия и зритель, – голосование в разгаре. А во втором – пусть шутят. Сюрпризов будет много. Ну и куда же без пирогов с капустой – угостим всех!
— А у вас есть любимый актер в театре?
— В нашем театре сложился удивительный актерский ансамбль, это отмечают и зрители, и критики. Актеры работают на одном дыхании. Для меня все они любимые. Люблю и очень уважаю их за то, что лично я никогда не смогу выйти на сцену и что-то сыграть. Смотрю на них перед спектаклем и после. Они переживают, выкладываются, проживают целую жизнь, а когда опускается занавес – опустошенные молча садятся на пол прямо на сцене. Отыграть спектакль для них физически это как отработать смену в шахте.
— Каждый сезон в театр приходят новички, как вы их отбираете?
— Театру нужна молодая кровь. Раньше существовала актерская биржа, которая помогала с поиском работы, а теперь артисты ищут себе театр сами. В Рыбинском драмтеатре хотят работать многие. Каждый день мы получаем несколько портфолио и выбираем самых ярких. Просто понимаешь: вот он, типаж! Так было с Алисой Стасюк – у нее настолько мощная энергетика, что невозможно пройти мимо. Алиса проработала у нас четыре сезона, но, к нашему сожалению и к нашей радости, уходит, чтобы расти дальше. Она поступила учиться в Школу Райкина.
Но в театре, если кто-то уходит, на его место обязательно приходит новый талант. На этот счет я уже не переживаю. В этом сезоне к нам пришли Максим Ткач – он дебютировал в премьере по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты», Екатерина Бондаренко – она занята во «Французе» и «Эдит Пиаф».
11 февраля состоялась премьера у Эдуарда Рябинина и Павла Рыжакова – оба играют в спектакле «Фабрикант». Эд – выпускник театрального института им. Щукина, наверняка знаком многим зрителям по телесериалам. В театре ему пока непросто, но он с достоинством проходит все испытания, помогает коллеге Владимир Калюкин. В новом проекте молодого режиссера Антона Понаровского «Эти свободные бабочки» по пьесе Леонарда Герша увидим актера Дмитрия Медведева. Забегая вперед, скажу, что в следующем сезоне в труппе появятся еще два актера.
— С момента пандемии главные роли в спектаклях актеры стали играть в дубле.
— Эта идея родилась, когда у нас отменялись все спектакли, болели зрители, болели актеры, нам нечем было платить зарплату и коммуналку. У нас сейчас много дублей – это и интересный опыт, и своего рода подстраховка. Например, в «Вассе Железновой» в дубле работают Сергей Шарагин и Юрий Задиранов, Александра Капырина и Наталья Грацианова.
— У актеров не появляется ревность?
— Думаю, им непросто, но один и тот же спектакль может быть очень разным. Иногда актеры говорят мне: такой зал был сегодня мертвый. Я говорю, стоп, сняли корону, протерли и положили в шкафчик. Первая эмоция – ваша. Вы должны так начать, чтобы зрителя зацепило и он сказал: вот это да! На каждом спектакле я сижу в ложе второго этажа — мне хорошо видны балкон, зал внизу и сколько телефонов и на каких мизансценах включилось. Если ни одного — спектакль точно удался. Ставя «Вассу Железнову», мы переживали, как народ воспримет. Все-таки Горького не ставили лет 60. А народ оба акта сидит и дышать боится, не то что телефон достать.
— В репертуаре РДТ в основном классика, русская и зарубежная. Каким будет новый сезон?
— Классика бывает разной. В октябре в театре состоялась премьера «Бедной Лизы» по повести Карамзина. Режиссер Константин Демидов сделал постановку не только камерной, но и привнес немало современных штрихов. Сценой стал театральный балкон, действие разворачивается на расстоянии вытянутой руки. Спектакль взахлеб смотрят подростки и взрослые.
Хочу отметить самостоятельную работу нашего актера Евгения Колотилова – потрясающий по эмоциональной силе музыкальный спектакль «Эдит Пиаф». Эту историю он создал сам от начала и до конца за два года. Изучал биографию французской певицы, слушал песни, сопоставлял переводы текстов с ее биографией. Много раз редактировал пьесу, менял ее композицию, сценические решения.
Сейчас мы ставим «Первую любовь» по Тургеневу – музыкальная пьеса удивит тем, что актеры в ней будут петь. В этом театральном сезоне вновь будем экспериментировать со сценами и пространствами. В марте на небольшой площадке арт-клуба «Перекресток» выпустим спектакль «Эти свободные бабочки» – историю о любви, предательстве и снова о любви. В ней необычно все, начиная с декораций.
Далее по плану – литературно-музыкальная композиция для школьников к 9 Мая, ее мы делаем вместе с департаментом образования уже 18 лет. Ярким финалом сезона станет костюмная пьеса «Дачный переполох» Карло Гольдони. Новый сезон откроем Шукшиным, режиссер Наталья Людскова уже выбрала рассказы. Еще один интересный проект планируем вместе с режиссером Кириллом Соленовым из Москвы, на сцене театра он будет ставить «Невольниц» Островского. Ну и какой же Новый год без сказки для юных зрителей?
Классику разбавим современной драматургией – лирическими комедиями, которые так любит зритель. Вспомните, с каким успехом шла «Мужская работа». С таким сейчас идет постановка «Неоконченный ужин или бесконечные завтраки» — каждый раз в зале аншлаг.
— Никогда не хотелось поставить арт-хаус, например?
— Наверное, пока мы не нашли такого режиссера. К тому же, чтобы поставить арт-хаус, нам нужно потратить примерно миллион, а вдруг никто не придет? Спектакли со множеством костюмов и декораций, такие как «Зойкина квартира», «Женитьба Фигаро», обходятся еще дороже – в полтора миллиона. Театр живет за свой счет, поэтому мы очень осторожно тратим заработанные деньги. На мой взгляд, в Рыбинске немало интересных молодежных площадок для экспериментов такого формата. А мы не должны забывать о русском репертуарном театре.
— Четыре года назад у драмтеатра появилось новое творческое пространство – театральный дворик. Тогда было много идей, как его наполнить, но вмешалась пандемия. Будет ли он работать?
— Дворик мы открываем во время крупных городских мероприятий. В этом году откроем на 9 Мая, здесь будут звучать военные песни и стихи. Летом площадку отдаем поэтам, художникам, творческим коллективам. Спектакль делать здесь неудобно – мало посадочных мест. На мой взгляд, хорошей площадкой для этих целей мог бы стать берег Черемухи. Мечтаем, что после реконструкции Бульварной улицы мы сможем сделать фестиваль сцен из спектаклей Островского. И деко-рации не нужны – все есть – и речка, и беседка.
— Летом, в разгар туристического сезона, театр уходит на каникулы, и многие туристы сожалеют, что не смогли попасть на спектакль РДТ. Не рассматриваете возможность работы в каникулы?
— Некоторые спектакли идут три часа – не все теплоходы столько времени стоят, поэтому такой вариант не рассматриваем. А вот для экскурсий двери театра всегда открыты.
— В прошлом году, пока труппа отдыхала, в театре шла реконструкция. Планируются ли работы в этом году?
— Этим летом отдыхаем. Зато в следующем году нам обещают большую сумму на реконструкцию цехов и других помещений закулисья. Масштаб такой, что как бы переезжать не пришлось. Пока денег нет, но мы все равно строчим сметы. Как говорил Аркадий Райкин: всегда должно чего-то не хватать. Когда все есть, становится скучно.