Главное Темы 2 марта 2023 10:00

Торговля: тонкая настройка

Предприниматели, занятые в торговле, часто говорят – «не надо нам помогать, главное – не мешайте работать». Андрей Безъязычный уверен – власть должна помогать, разрабатывать бизнес-проекты и нести ответственность за их реализацию

— Прошли времена, когда достаточно было найти инвестора, который вложит миллионы и построит очередной торговый центр. Сейчас время тонкой настройки. Нужно понимать, для кого строить, что продавать, по какой цене. Думать об этом должны не только предприниматели, которые вкладывают деньги, но и чиновники, — считает Безъязычный.

Свои шишки на чужих граблях

Торговля – сфера динамичная. Этот сектор экономики подвержен переменам, наверное, более многих других хозяйственных отраслей.

Андрей Безъязычный в торговле больше 20 лет. Размышляя о современном состоянии торговли, предприниматель основной проблемой считает низкую вовлеченность и заинтересованность властей в регулирование сферы. А без четкого руководства экономика торговли напоминает бесхозное лоскутное одеяло.

— Мы двигаемся по пути, по которому 25-30 лет назад уже прошли наши соседи – Венгрия, Польша, Чехия, — говорит Безъязычный. — Сначала под магазины массово переоборудовали жилые квартиры, затем им на смену пришли крупные торговые центры, которые в последние годы стали убыточными и стоят полупустые.

Одной из причин низкой эффективности торговли предприниматель называет отсутствие учета местной специфики. Средний чек в магазинах Рыбинска – это 500-800 рублей. Уровень доходов покупателей делает строительство крупных торговых центров высокорисковым проектом.

— Это москвичи в уик-энды закупаются в супермаркетах, оставляя на кассе десятки тысяч рублей за раз. У нас люди предпочитают покупать продукты в сетевых магазинах у дома, тратить много денег в торговых центрах у них нет возможности, — подчеркивает Андрей Безъязычный.

Крупные ритейлеры познакомили покупателей с более широким ассортиментом товаров. И это для Рыбинска уже хорошо. Но, как говорит предприниматель, большинством сетевых магазинов, которые постепенно вытесняют местные, владеют иногородние предприниматели. И деньги, которые тратят рыбинцы, уходят из города. И это уже существенный минус для городской экономики.

За семейный бизнес

— Прошли времена, когда было достаточно найти и пригласить в город крупного инвестора. Сейчас нужно понимать, что предприниматель предпринимателю рознь. И администрации города, прежде чем дать «добро» на строительство очередного торгового центра, нужно разобраться, какой ассортимент товаров здесь будет продаваться, по каким ценам, на покупателя с каким доходом рассчитан магазин, какую выгоду от него получит местный бюджет, — говорит предприниматель.

Потенциальным инвесторам и чиновникам он предлагает взять на вооружение европейский опыт:

— В Германии вы ноги стопчете, пока дойдете до крупного торгового центра или супермаркета. Как правило, они находятся от центра и друг от друга на приличном расстоянии. Причем расстояние это строго выверено, просчитано местными муниципалитетами. В работе они учитывают плотность населения, доходы покупателей, ассортимент товаров, наличие рядом других торговых предприятий. Представить, что магазины, супермаркеты будут тесниться в нескольких метрах друг от друга, как у нас, невозможно.

По словам Безъязычного, сфера торговли должна быть не просто структурирована, но и разнообразна. Торговые сети и супермаркеты – это лишь малая часть рынка. Нужно обращать внимание на другие интересные форматы.

Предприниматель предлагает обратиться к опыту организации в центре исторических городов небольших узкоспециализированных магазинчиков или крафтовых производств. Чтобы можно было купить на обычном рынке мидии в молодом вине. Почему бы и нет? Их готовят в присутствии покупателя, насыпают в бумажный кулечек. Купил – идешь, ешь, наслаждаешься городскими пейзажами.

— Таких предприятий в Рыбинске очень не хватает. Сыроварни, пекарни, пивоварни в историческом центре. Это же интересно — зайти и увидеть собственными глазами, как замешивают тесто, лепят из него булочки, тут же пекут их. Все это свеженькое выставляется на витрину, а в воздухе витает аромат вкусных домашних продуктов. На такие мини-предприятия можно водить экскурсии, да и покупатели наверняка оценят возможность приобрести крафтовые продукты, — рассуждает Андрей Безъязычный.

Организационную роль в подобных проектах, играющих на имидж старинного города, по мнению предпринимателя, должна взять администрация Рыбинска.

— Задача чиновника от торговли — найти заинтересованных людей, которые хотели бы организовать семейный бизнес по производству продуктов. Им можно отдать в аренду помещение в исторической части города. Причем не только для производства, но и для жилья. Например, на первом этаже они будут печь свежий хлеб, а на втором — жить. Как многие рыбинские купцы в свое время, — рисует картинку будущего Безъязычный.

Если люди — энтузиасты своего дела, они оценят возможность организации такого семейного бизнеса. Это же совершенно новый формат – родители делают крафтовые продукты, дети помогают, выполняют мелкие поручения. Это и бизнес, и зрелище, и целая философия.

Но запустить интересный проект в сфере торговли – полдела. Его реализация должна быть персональной ответственностью чиновника, ответственного за развитие сектора.

— Если проект будет развиваться – хорошо, нет – должны быть люди, у которых можно спросить, почему не получилось, что было сделано не так, — говорит предприниматель.

Самим предпринимателям тоже надо держать нос по ветру, анализировать, прогнозировать, фантазировать.

— Любое неверное решение приводит к финансовым потерям. Когда на площади торгового центра «Сенная площадь» пришел крупный дискаунтер, я удивился, почему в ассортименте магазина мало хорошего алкоголя. Вроде бы центр города, народу много, спрос явно должен быть. Переговорил с владельцами, после чего на полках появилось дорогое вино, коньяк. Но из-за этих перемен выручка упала на 30-40%. У людей просто нет денег на дорогие напитки, — рассказывает о негативном опыте предприниматель.

Дислокация магазина здесь определяющей роли не играет. Делать упор на широкий ассортимент без учета возможностей покупателей – ошибка.

Торговлю подвинут

Андрей Безъязычный уверен – в ближайшие 3-5 лет потребительский рынок сильно изменится. Если до последнего времени 80 процентов сектора занимала торговля, 20 — сфера услуг, то в будущем соотношение будет 50 на 50.

Предприниматель анализирует ситуацию. Сфера услуг активно развивается, появляются новые предприятия, новые форматы. Несколько лет назад невозможно было представить, что появятся кафе с игровыми комнатами, где ребенка будут развлекать аниматоры, пока его родители обедают.

Люди оценили преимущества развитой сферы услуг и готовы за них платить. Мы ходим в кафе, рестораны, пользуемся услугами косметологов, парикмахеров, посещаем бассейны, ездим в аквапарки, базы отдыха.

Для современного человека время стало самым дорогим ресурсом, а сфера услуг помогает его экономить.

— Свободное время люди тратят на саморазвитие. Многие установки, актуальные в прошлом, переоцениваются. Например, сейчас затраты на покупку продуктов в магазине для приготовления дома обеда практически равны стоимости готовых блюд в кафе. Только в первом случае вы тратите свое время на готовку, во втором – экономите время и можете распорядиться им по своему усмотрению, — объясняет Андрей Безъязычный.

Для предпринимателей перемены, происходящие в сфере потребительского рынка, — сигнал к действию.

— К переменам нужно быть готовым и тем, кто уже имеет свой бизнес, и тем, кто только хочет заняться рыночной торговлей, — говорит предприниматель и приводит личный пример. — Торговый дом «На Сенной» был спроектирован так, что при необходимости здесь можно оборудовать несколько предприятий общественного питания. Потолок в помещении, где сейчас расположен ресторан быстрого питания, построили с дополнительным укреплением. При желании на крыше можно поставить столики с зонтиками от солнца, открыть кафе.

Интернет vs шоурум

Меняется не только сфера торговли, но и сами покупатели. Все чаще люди покупают вещи и продукты на интернет-площадках. Рынок электронной коммерции расширяется стремительно.

Смогут ли виртуальные магазины полностью заменить реальные бутики, шоурумы и торговые предприятия?

— Не думаю, — говорит Андрей Безъязычный. — Действительно, сейчас интернет-торговля активно развивается, но рано или поздно этот подъем достигнет потолка. Потребность прийти в красивый магазин, выбрать одежду или обувь, пощупать ее, померить у покупателей останется. Более того, крупный торговый центр, заботящийся о репутации, в качестве обслуживания даст фору цифровым площадкам. Поход в магазин за одеждой или продуктами превратился в своеобразный отдых. Торговые центры стали торгово-развлекательными предприятиями, где можно провести всей семьей полдня. Походить по торговым рядам, выпить чашечку кофе, посмотреть фильм в кинотеатре.

Даже тот факт, что зачастую покупать в интернете выгоднее, предпринимателя не смущает. Дальновидные коммерсанты стараются сокращать издержки по содержанию торговых предприятий. Например, отказываются от аренды складов.

— Возьмите те же шоу-румы. Здесь вещи, выставленные в торговом зале, – это весь товарный запас. Владельцы не тратятся на содержание складских помещений. Новые товары доставляются в торговый зал по мере необходимости, — объясняет Безъязычный.

Такую систему бережливого производства розничная торговля позаимствовала у японской компании Toyota, известной своими передовыми технологиями в оптимизации производства. Сфера торговли далеко не самый консервативный вид человеческой деятельности, и происходящие перемены должны поменять ее к лучшему.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Зеро 10:19 | 2 марта 2023

Г-н взяткодатель сам себе противоречит.
Сначала говорит, что у нас жители нищие и средний чек в магазинах 500-800 рублей.
А потом через абзац предлагает какие-то крафтовые вещи делать.
Для кого? Или он думает, что обычные рыбинцы могут себе позволить мидии в молодом вине на улице купить? А если это никто не будет покупать (т.е. будут покупать только москвичи по выходным), то какой это к чертям бизнес?

житель Рыбинска 10:55 | 2 марта 2023

Главный тормоз экономики и развитию торговли это чиновник.Нынешнее количество чиновников является серьёзной обузой для экономики и торговли.Их нужно сократить в 2 -3 раза,они как гири висят из-за санкций и других проблем.

    Зеро 11:02 | 2 марта 2023

    Работать в администрации и её подразделениях кто будет? Жители?
    Обеспечат функционирование всех городских систем и связь между ними.

Заводчанин 11:03 | 2 марта 2023

Рассуждения из серии бред сумасшедшего. Какие мидии в вине, мы же не в Средиземноморье?
Чиновники то не должны мешать, то должны сами придумать бизнес идею и уговорить предпринимателей ее реализовывать.
Интернет торговля как раз в таких городах как Рыбинск и цветет пышным цветом, что уровень обслуживания никакой, а цены конские. Дешевле, приятнее и проще заказать в интернете.
Хотя с таким отношением бизнесменам к своим покупателям как в интервью данного господина, не удивительно что все так как есть.

    Горожанин 09:35 | 3 марта 2023

    Как какие мидии в вине? Это для вас странная фраза, а для него обычная и привычная. Теперь мы знаем, о чем думает и чем питается Безъязычный.

ММБ 15:49 | 2 марта 2023

«На Сенной» летом невозможно находиться внутри, там воздуха нет, а температура зашкаливает. Что там можно развивать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме