В минувшие выходные в Центре лыжного спорта «Дёмино» прошел финальный этап Кубка России по снегоходному кроссу, который стал серьезной заявкой на проведение соревнований европейского уровня.
Рыбинск не может жить без снегоходных гонок
Первый день дёминского этапа Кубка России прошел под тяжелым свинцовым небом. Табло показывало температуру +4, проливной дождь сменялся снегом или холодным ветром. После того как в России и за рубежом были отменены многие лыжные марафоны, в том числе и Дёминский, оставалось немало сомнений в том, что снегоходный кросс стартует под Рыбинском. Но погоде не удалось повернуть вспять этот надежно взведенный механизм соревнований, которых с нетерпением и надеждой ждали и спортсмены, и болельщики. Технический организатор второго этапа — ОАО «Русская механика» и Центр лыжного спорта «Дёмино» заявили: гонки состоятся при любой погоде. И они состоялись! Хотя на второй день весна залила стадион ярким солнцем, подняв столбик термометра до +12.
На торжественной церемонии открытия организаторов соревнований, спортсменов и самых отважных болельщиков приветствовали губернатор Ярославской области Сергей Ястребов, генеральный директор ОАО «Русская механика» Валерий Караваев, представитель Мотоциклетной федерации России, мастер спорта, шестикратный чемпион России Максим Шевченко.
Исполняющий обязанности главы города Леонид Можейко отметил: «Рыбинск расширяет свои возможности, устраивая соревнования не только по лыжным гонкам, но и техническим видам спорта. Так как в городе производят снегоходы, то его невозможно представить без подобных спортивных состязаний».
Традиционно взмыли ввысь флаги, и зазвучал гимн России — но не в записи, как обычно, а в живом исполнении рыбинских «Соколят», которые недавно участвовали в церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи. А потом гремело на весь стадион «Мы верим твердо в героев спорта» — «Соколята» вместе со своим руководителем Сергеем Шестериковым, который дирижировал и трибуной, подняли настроение и разогрели промокший стадион.
«Для нас это было очень важно, ведь в следующем году именно в «Дёмино» мы планируем провести настоящий хоровой марафон с участием лучших хоров со всей страны и стран зарубежья», — рассказал Сергей Алексеевич.
Бэби-спринт: 14 мальчишек и… девочка
Первыми на трассу вышли самые маленькие гонщики — участники бэби-спринта на призы технического спонсора соревнований компании «Русская механика». Несмотря на детский статус гонки, боролись начинающие спортсмены по-взрослому. На спринтерскую дистанцию в 200 метров под проливным дождем вышли 15 юных гонщиков в возрасте до 8 лет из Рыбинска, ЙошкарОлы, Кирова, Солнечногорска, Зеленограда. В неравную борьбу с мальчишками вступила и единственная девочка — пятилетняя Даша Коновалова. Не все получалось у малышей, убегал вперед снегоход или просто опрокидывался, не всегда они справлялись с ревущей машиной. Но никто не сошел с дистанции. По сумме трех заездов победителем бэби-спринта стал Егор Можаев, серебро — у Никиты Белова, бронза — у Алексея Комарова. Призы и подарки от «Русской механики» получили все без исключения юные спортсмены.
Серебро и бронза Дениса Рязанцева
На старты второго этапа вышли 29 спортсменов из Санкт-Петербурга, Кирова, Ярославля, Рыбинска, Самары, Нового Уренгоя, Сургута. Традиционно сильнейшие клубы — СТК «Ямбург», СТК «Факел», СТК «Атлант» Ярославль. 14 из них соревновались в классе взрослые-суперспорт, 15 гонщиков вели борьбу в юношеском первенстве России.
По итогам первого этапа, который прошел в Ижевске, четверку сильнейших в классе взрослых профессионалов составили гонщики из Нового Уренгоя. Но в Дёмино их первенство «размочил» рыбинский спортсмен, представитель ярославского СТК «Атлант» Денис Рязанцев. В первом же финальном заезде 22 марта он вырвался вперед уже на старте и не отдал своего лидерства до конца гонки. Во втором финале 23 марта Рязанцев был вторым, а вот в третьем ему не повезло — преследуя лидера, Денис налетел на него, и его снегоход перевернулся. Обошлось без травм и повреждений и для спортсмена, и для его «Линкса». Рыбинец, отброшенный на 12-ю позицию, бросился в погоню, обошел шестерых гонщиков и к финишу пришел пятым. Впрочем, по сумме двух лучших заездов второго этапа Денис Рязанцев выиграл серебряную медаль. Золото и бронзу завоевали новоуренгойцы Дмитрий Скляров и Алексей Никишкин.
Эта же тройка лидеров вышла на подиум Кубка России по итогам двух этапов, с той лишь разницей, что серебро выиграл Алексей Никишкин, а бронзу — Денис Рязанцев.
В юношеских гонках ни единого шанса на победу не оставил соперникам ярославец Яков Карпман, выиграв все три заезда и сохранив за собой лидерство. Он и стал обладателем кубка России. Серебро и бронза — у новоуренгойцев Савелия Никишкина (СТК «Факел») и Максима Гайдука (СТК «Ямбург»).
В командном зачете победу завоевал СТК «Ямбург — 1» г. Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий АО; на втором месте — Ярославский «Атлант»; на третьем — новоуренгойский СТК «Факел».
После гонки Павел Рязанцев прокомментировал выступление сына на втором этапе: «Денис отработал на кроссе хорошо. Без падений не бывает — это спорт. Этот год экстремальный получился, из-за отсутствия снега в наших краях тренироваться нам вообще было негде в отличие от уренгойцев. А тренировки — самое главное. Техника примерно у всех одинаковая, мы работаем напрямую со шведской компанией, которая готовит технику к чемпионатам мира и Европы. Впереди — одноэтапный чемпионат России в Новом Уренгое, который пройдет в апреле и станет завершающим в снегоходном сезоне. Будем бороться за победу и в личном, и в командном зачете».
Параллельно второму этапу Кубка России в «Дёмино» прошли традиционные соревнования по кроссу на снегоходах в классе «спорт — любители». За победу боролись СТК «AlexRacingPart» (Киров), СТК «Ямбург» (Новый Уренгой), сборная команда Вологодской области и СТК «Буран» (Рыбинск). По итогам двух лучших заездов наш Алексей Зверев занял четвертое место, Александр Финогенов на пятом, Алексей Милющенков — на седьмом. Лучшие результаты показали любители из Кирова, Нового Уренгоя и Вологды.
Гонщики остались довольны трассой: тяжелая, но рабочая! Хотя многие признавали — теплая погода сделала снег мягким, что сглаживало приземления после трамплинов и снижало риск получить травму при падении. В ходе гонок спортсмены часто вылетали с крутых виражей за пределы трассы и опрокидывались на снегоходах. Главный врач больницы имени Пирогова Михаил Цветков, который дежурил на стадионе оба дня, сообщил: «Здесь работают три бригады, одна из них — на реанимационной машине и две машины скорой неотложной помощи, сильные врачи. Хоть эти соревнования считаются весьма травмоопасными, но, к счастью, наши бригады практически остались без работы. За оба кроссовых дня у одного из спортсменов в первый день был ушиб позвоночника, головы, под знаком вопроса сотрясение мозга. Но он отказался от медицинской помощи и снова вышел на трассу. Других травм не было…».
Строитель снегоходных трасс
В конце первого же кроссового дня многие засомневались — доживет ли трасса до завтрашних гонок после такого дождя? Но ни тени сомнения не было у Сергея Ерохина, водителя ратрака, профессионального дорожника со стажем в двадцать с лишним лет. «Не переживайте, обязательно доживет, гарантирую!» — улыбался мастер. Горячими стали для него эти дни. Он построил гоночную трассу из искусственного снега, который дёминцы заготовили с помощью снежных пушек для проведения снегоходного кросса и фристайла в объеме 12 тысяч кубометров. В прошлом году Сергей Ерохин помогал в «Дёмино» шведскому инженеру снегоходных трасс шведу Ларсу Лундгрену, который управлял вторым ратраком, а нынче справился сам. Конструкторами трассы стали директор соревнований Сергей Селяков и рыбинский мотокроссмен и снегоходчик, председатель Федерации мотоциклетного спорта Ярославской области Павел Рязанцев. Подобрать место и высоту самого зрелищного трамплина, углы и радиусы крутых виражей, высоту брустверов помогали и сами гонщики. На 400 метрах трассы я насчитала больше сорока волн и трамплинов разной величины.
После каждого заезда Сергей Ерохин заводил мотор своего ратрака и поправлял снежную подушку. Он же соорудил перед трибунами пятиметровый снежный приемник для фристайла, внутри которого была спрятана трехметровая начинка из опилок.
Начнем с Европы, а там посмотрим!
Максим Шевченко, председатель комиссии по снегоходам Мотоциклетной федерации России, мастер спорта, чемпион России, поблагодарил организаторов кросса — ОАО «Русская механика», ЦЛС «Дёмино», администрацию города и правительство Ярославской области за грандиозный спортивный праздник, который прошел на высшем уровне: «Дёмино» — признанный центр зимних видов спорта, где особый упор делается на лыжные гонки. Но, как показывает практика, технические виды удаются организаторам нисколько не хуже. Здесь созданы все условия и для спортсменов, и для зрителей, что, поверьте, нечасто встретишь даже в Европе. Спасибо и спортсменам — отработали гонку зачетно, показали настоящий мастер-класс. Этот сезон выдался не очень легким — из-за аномально теплой весны вместо трех этапов Кубка России мы провели только два. Дёминский этап оказался решающим, потому что определил победителей сезона».
За ходом этапа Кубка России внимательно наблюдал международный инспектор Питер Хансен, первый вице-председатель комиссии мотокросса и снегоходов Европейского мотоциклетного союза. Он был откомандирован с инспекцией в Рыбинск из Дании, поскольку у международной федерации есть планы по проведению в России соревнований на международном уровне. «Я осмотрел трибуны, трассу, объекты инфраструктуры и пришел к выводу, что таких условий, как в Дёмино, для проведения кросса на снегоходах нет нигде, по крайней мере, в Восточной Европе. Надеюсь, что уже в следующем году здесь пройдет этап европейского Кубка. Я собрал всю необходимую информацию, которую представлю на заседании международной комиссии под эгидой европейского подразделения Международной мотоциклетной федерации, чтобы показать, что «Дёмино» — замечательное место с развитой инфраструктурой.
Две недели назад я вернулся из Норвегии с этапа чемпионата Европы, и хотя температура там была -11-12 градусов, но поднялся очень сильный ветер. А из условий там — только палатки и навесы, и как только участники завершили выступление, они сразу упаковали вещи и уехали по домам.
И не было никакой пресс-конференции. В «Дёмино» созданы прекрасные условия, есть отели и вся необходимая инфраструктура. Едва открыв дверь машины, я сказал: «Оу! Вот это да!»
Кроме того, Хансен инспектировал трассу, организацию безопасности гонок, медицинское сопровождение, работу людей, судей, сотрудников, которые обеспечивают организацию и контроль гонок, оборудования и техники. Отдельный вопрос — реализация технического контроля при допуске снегоходов. «По этим параметрам «Дёмино» удовлетворяет всем требованиям соревнований европейскго уровня.
По трассе у Хансена одно замечание — недостаточная длина. По нормативам международной федерации она должна быть не менее 800 метров, в «Дёмино» — только 400. Спортсмены вынуждены двигаться на слишком малых скоростях, что снижает зрелищность, драйв, а это важно и для зрителей, и для гонщиков. Но международный инспектор абсолютно уверен, что при соответствующих погодных условиях организаторы способны создать полноценную интересную трассу и по длине, и по профилю.
Международный инспектор вручил ЦЛС «Дёмино» сертификат соответствия на проведение международных соревнований. Это значит, что уже в следующем году Рыбинск может принять европейские старты. Что ж, сбывается пророчество директора соревнований Сергея Селякова, который еще до начала гонок заметил: «Дёмино» будет одним из лучших мест для проведения снегоходных соревнований. Начнем с Европы, а там посмотрим!»
Мировой фристайл
На этот раз со своей трюковой программой в «Дёмино» приехали американские райдеры Кортни Хангерфорд и Сэм Роджерс в сопровождении шведов Тобиаса Хельстрома и Маркуса Нордина, уже знакомого рыбинцам по фристайлу на стадионе «Сатурн». После серьезной травмы Маркус прихрамывал, но помогал своим друзьям в настройке и ремонте снегоходов. После неудачного приземления Сэм Роджерс не смог продолжать выступление, и его на трамплине заменил Тобиас. Вместе с Кортни они выдали серию потрясающих трюков, взлетая над землей на высоту пятого этажа. К сожалению, из-за резкого потепления они так и не смогли выполнить самые сложные элементы программы. А когда завершили выступление, подарили на память зрителям свои гоночные очки.
Марина МОРОЗОВА