Сегодня школьники – самые неутомимые экскурсанты. Прогулки по любимому городу или селу, сбор гербария и минералов, посещение местного завода, где работают родители, или далекого места славы: все это входит в учебную программу.
Узнавать о природе родного края, его подземных богатствах и истории, не сидя за партой, а меряя его ногами… Что может быть лучше?
Но так было не всегда. Путешествие в XIX веке – дело хлопотное, затратное, в дорогу толкала не тяга к развлечениям, а нужда. По плохим российским дорогам отваживались ехать или купцы за барышом, или богомольцы – к святым местам. Лишь очень обеспеченные россияне могли ездить на кавказские воды, а еще лучше – в Европу. Обычный житель империи за всю жизнь мог не выехать дальше соседнего городка на ярмарку.
Дети – ученики гимназий и училищ – о дальних уголках России узнавали из рассказов учителя и из плохоньких иллюстраций в учебнике. Не было общепризнанной практики даже выйти за город и поискать гербарий или собрать местные образцы минералов.
Активно продвигать образовательные экскурсии для школьников начали лишь в начале ХХ века. Начинать было непросто – не было методик, опытных учителей, списка интересных детям мест. Непонятны были и организационные моменты: на чем везти группу школьников, где их разместить. Все это еще предстояло выяснить.
Большой вклад в популяризацию школьных экскурсий внесли рыбинские ученые – братья Сергей и Давид Золотаревы, сыновья священника рыбинского Спасо-Преображенского собора. Узнаем об этом больше, читая статью ярославского историка Юлии Саловой.
…В начале XX века прогрессивные российские педагоги решают обогатить преподавание предметов естественнонаучного цикла при помощи туризма и экскурсионного дела. Их инициативу поддержало Министерство народного просвещения, в августе 1900-го издавшее циркуляр за № 20185. Документ предписывал в летние и рождественские каникулы устраивать «дальние поездки по России с целью ознакомить учащихся с историческими местностями, памятниками, святынями, музеями, фабриками и заводами».
— Ярославская интеллигенция активно популяризировала экскурсии, привлекая к этому учителей. Большую роль в этом движении играли рыбинцы – братья Золотаревы. Они стали постоянными авторами журнала «Русский экскурсант», созданного в Ярославле в 1914 году, — сообщает Юлия Салова.
Так, в марте 1914-го журнал сообщил о съезде учителей в Петербурге. Одной из секций руководил 41-летний Сергей Золотарев, преподаватель литературы в петербургских вузах. Здесь обсуждали организацию экскурсионной работы в школе.
Повышать квалификацию учителей Золотарев предлагал в том числе через поездки педагогов по России и за границу, чтобы «знакомиться с культурной жизнью посещаемых местностей, давать толчок к самообразованию».
В другой статье литератор Сергей Золотарев мечтал о создании экскурсий по местам, где жили писатели или действовали герои их книг. Для иллюстрации произведений Лермонтова, Гончарова, Аксакова наш земляк предлагал использовать экскурсии на Кавказ, по рекам Волге, Оке, Белой.
Его 28-летний брат Давид Золотарев, географ и антрополог, на том же съезде рассказал о роли учителей в изучении родного края. По его словам, на учительских курсах по географии, землеведению, этнографии нужны не только сухие лекции, но и живые экскурсии. Так учителя познакомятся с методами исследования родного края и приемами собирания различных материалов. И передадут их ученикам.
Учителя виделись Золотареву основными проводниками в мир экскурсий. В другой статье Давид Алексеевич связывал экскурсионное движение с вниманием школьников к родному краю, с краеведением, которое тогда называли «Родиноведением».
Автор призывал педагогов, особенно сельских, активнее изучать местный край. Потому что дети, изучающие малую родину, покажут «заботу об улучшении природы и жизни населения».
Волновала братьев и организационная сторона вопроса. Так, Давид Золотарев озвучивал проблему дальних экскурсий в различные регионы страны. Здесь помогли бы экскурсионные бюро в уездах и губерниях – для местных и приезжающих экскурсантов. Упоминал рыбинец и о необходимости домов-приютов для учеников-экскурсантов.
— По мнению автора, бюро можно организовать при местных научных обществах или при учебных заведениях. И привлечь к их работе, прежде всего, учителей. Образовательный характер экскурсий в этом случае становился бы доминирующим, — поясняет Салова.
Шла речь и о деньгах. Чтобы небогатые семьи школьников не отказывались от путешествий, Давид Золотарев настаивал на транспортных льготах. Это помогло бы включать больше школьников в экскурсионную работу. Льготы, впрочем, были, но только на лето.
— Министерство путей сообщения ввело для учащихся льготный тариф. На все лето за проезд по железной дороге организованных пассажиров в III классе делали скидку 50%. По просьбе руководителей групп, если число экскурсантов было не менее 30 человек, на станциях могли прицепить дополнительный вагон, — сообщает историк Денис Арцыбашев.
Наконец, усилия российских педагогов-новаторов дали плоды. В августе 1916-го Министерство народного просвещения рекомендовало сделать экскурсии полноценным элементом обучения.
— В России пересмотрели учебные планы всех типов школ. Для каждого класса следовало разработать план и программу экскурсий, которые проходили бы в учебные часы. На экскурсии требовали выделить несколько полных учебных дней. Впервые экскурсионную практику напрямую связали с утвержденным учебным материалом. Ее «уравняли в правах» с другими методами обучения, — продолжает Арцыбашев.
Проблемы, которые поднимали братья Золотаревы на страницах журнала «Русский экскурсант», оперативно решали местные организации, заинтересованные в развитии экскурсионного движения.
— В Рыбинске стали организовываться гуманитарные экскурсии по городу, естественно-исторические прогулки на Волгу. Для учителей стали организовывать экскурсии на Кавказ, — перечисляет Юлия Салова. — Так, включение ведущих краеведов Рыбинска в обсуждение роли учительства в краеведческой и экскурсионной работе позволило реализовать их идеи на практике в учебных заведениях Ярославского края.
Статья историка Юлии Саловой «Братья Золотаревы о развитии образовательных экскурсий в начале ХХ века (по материалам журнала Русский экскурсант)» опубликована в сборнике «Золотаревские чтения»
Прекрасная статья, чудесные фотографии, открылась ещё одна неизвестная страничка из жизни людей в начале прошлого века.
Да, в начале прошлого века наблюдался всплеск туризма в России во всякие там парижы и берлины, стамбулы и лондоны, на Соловки и Магадан, с билетом в один конец:(