Дом купца Седова на Красной площади заиграл новыми красками. Всю неделю строители работали над фасадами здания с башенкой, что на углу Крестовой и Преображенского переулка. Кто-то ожидал, что оно будет «по-рыбински» желтым, другие видели его в бежевом или белом, однако у реставраторов на этот счет было совершенно другое решение.
— Мы с большой ответственностью и любовью подходим к восстановлению одного из красивейших зданий Рыбинска и к возвращению исторического облика старинным кварталам. Мы – это и руководитель реставрационных работ Владимир Афанасьев, и архитектор-реставратор Ульяна Сироткина, и вся наша команда строителей, работающих на памятнике, — отмечает Андрей Лавров, руководитель компании «Верхне-Волжская производственная сеть».
По словам Лаврова, колористическое решение – взвешенное и обоснованное. Здание много раз перестраивалось и перекрашивалось. Красочные слои на фасадах тщательно исследовались специалистами. Согласно их изысканиям именно так дом купца Седова выглядел в начале ХХ века: в темно-красном оттенке с белым декором.
Реставрацию памятника подрядная организация начала четыре года назад. Позади у строителей – огромный массив работ как внутри здания, так и снаружи.
— Ранее был усилен фундамент и отремонтирована кровля. Мы завершили все работы, которые касаются ограждающего контура, за исключением окон и дверей. Отремонтировали фасады и укрепили стены. Позади вычинка кирпича, инъекции стен специальными составами, чтобы восстановить их прочность, штукатурка и шпаклевка.
Особое внимание уделили декору: восстановили все карнизы, все украшения, которые придают зданию особый шарм. Последний год строители занимались перекрытиями. Часть из них рухнули еще до начала глобального ремонта.
— То, что было можно, отремонтировали, усилили и сохранили. Крепкие деревянные перекрытия справятся с нагрузкой. Ветхие конструкции заменили на новые бетонные, — продолжает Андрей Лавров.
Внутри здания убраны все старые перегородки, остались только несущие стены. Усилена арматура, выполнена гидроизоляция – теперь протечек не будет.
Восстановлен и старинный балкон на углу здания, который притягивает взгляды прохожих. Осталось ошкурить и покрасить историческое кованое ограждение.
К дому Седова подведены электросети. В планах – подключить здание к теплу, канализации, воде.
— Подготовлена проектная документация на сооружение тепловых сетей, на окна и двери. Осталось решить вопрос с финансированием работ, — говорит Лавров.
А пока здание законсервируют на зиму. Оконные и дверные проемы защитят от снега и дождя банерной тканью. В перспективе на их месте установят деревянные рамы, которые повторят облик исторических.
Говорить о сроках окончания работ пока рано. Единственный источник финансирования реставрации памятника – это кошельки собственников. Их у дома Седова десять. Именно на их плечи ложится вся нагрузка по восстановлению жемчужины рыбинской архитектуры – ни в одну госпрограмму особняк не входит.
Не очень хорошо подходит по цвету к соседнему зданию по Крестовой и образует слишком длинный краснокирпичного цвета пассаж со следующим зданием в переулке. Не слишком ли мы увлеклись историчностью и кирпично-суриковым колёром? Ну, хорошо, был он в начале века выкрашен подобным образом, так что же ему вечно быть рабом этой неказистой масти? Я бы выкрасил его в лазурно-голубой гамме, наподобие Эрмитажа.
Так то цветовую гамму сохранять нужно.
Гамма состоит из разных нот, а не повторяющейся одной. Дома, стоящие в одном ряду, должны быть выкрашены в цвета, хорошо сочетающиеся друг с другом. Если весь город покрасить во внезапно вошедший в рыбинскую моду сурик, то приятно глазу это не будет. Ну да, аутентично, но не одной же аутентичностью должен жить город. Не пускать же лошадей вместо жёлтых автобусов. В данном случае можно было бы подобрать хоть оттенок, отличный от следующего в ряду по переулку здания. А так они слились в одно.
Ну просто руки чешутся у» знатаков» и крутых специалистов сделать все по принципу «а я так вижу». Результат таких взглядов не реставрация а фантазии на тему. У них еще один лозунг в запасе имеется- «нечево руины беречь». Хорошо если это все на бумаге, а в театральном искусстве дело дошло уже до сдвигов в психике у постановщиков. Зритель идет в театр на спектакль, например по Гоголю, а приходит в палату номер шесть. Осторожно надо относится к подобным подходам. Надо радоваться именно реставрации и видеть в результате ее реальное пространство времен создания объекта, а не фантазии тех, кому удалось добраться до уровня принятия решений будучи не » мастером художником» а «подмастерьем ремесленником» или просто «гением» из упомянутой палаты. К сожалению начало 21 века время господства таких во всех областях жизни. Хорошо что последнее время об исправлении этой ситуации стали задумываться и пример «строгой» реставрации этого дома радует что еще сохранились люди с нормальными подходами к жизни.