Темы 2 ноября 2024 10:00

«Игры учат, когда мы этого не замечаем»

Как заговорить по-английски, расширить кругозор, прокачать гибкие навыки и научиться дружить? Ответ знает педагог из Рыбинска Мария Мищенко. В ее домашней коллекции – более ста настольных игр, которые не только развлекают, но и развивают

По образованию Мария Мищенко – учитель иностранного языка и истории, а еще мама двух дочерей-школьниц. После университета она сменила несколько профессий: работала переводчиком на промышленном предприятии, руководителем проектов в книжном издательстве. А сейчас преподает английский язык в рыбинском Кванториуме и проводит встречи клуба настольных игр на английском языке в айти-школе «Алгоритмика». Педагог уверена: развлекая, настолки способны научить многому: от иностранных слов до взаимодействия в команде. Своим необычным учительским опытом она делится с нами.

Азарт вместо зубрежки

Мария вспоминает, что настольные игры в ее жизни появились с самого раннего детства.

— Папа с нами играл в шахматы, шашки, ходилки типа «Чиполлино». А как-то Дед Мороз подарил мне «Эрудит» – аналог современного «Словодела». И благодаря этой игре очень сильно расширился мой словарный запас, — вспоминает преподаватель. — С настолками мы засиживались в студенческие годы. И конечно, в игры продолжили играть, когда появились свои дети.

Настолки – вовсе не пустое развлечение и трата времени, убеждена учительница. Это классный способ чему-то научиться, не напрягаясь. То самое ученье с увлеченьем, о котором говорят студентам педвузов.

Сейчас чтению на иностранном языке детей учат во втором классе. Многие ребята не готовы  к этому. В дневнике – двойки, родители – в шоке. Что делать?

— За две недели прошли алфавит – и погнали, — говорит Мария. — Ребенок еще не успел почувствовать мелодику языка, а ему говорят: пишем диктант. Мое личное мнение: это рано, но такова школьная программа. Что делаем мы с детьми? Играем! Берем картонку, пишем на ней названия числительных, например, eight – и разрезаем на буквы. Стараемся собрать из них слово. Посмотрел глазами, написал, произнес слово вслух – чем больше органов чувств задействовано, тем лучше запоминается.

Или, например, в третьем классе задали выучить семь английских местоимений.

— Зубрить не будем! — заявляет педагог. — Вместо этого из картонной коробки вырезаем 14 карточек. Берем семь фломастеров – по числу местоимений. У каждой пары английского слова и его русского перевода – свой цвет. Переворачиваем карточки рубашками вверх и играем по принципу «Мемо»: вытаскиваем карточки и ищем пару. Незаметно для себя ребенок эти местоимения запоминает. Так можно учить разные слова: названия животных, родственников, действия…

Любая подобная игра – это расширение кругозора.

— Мы живем в мире, где обесценились знания. Не знаешь ты столицу Чили или какое-то созвездие? Можно же загуглить и через секунду забыть. В играх мы с интересом узнаем новое, о чем-то потом стараемся прочитать больше: какие птицы живут рядом с нами, какие бывают грибы, какие необычные достопримечательности можно увидеть  в городах… И незаметно становимся эрудированнее и интереснее.

При этом не обязательно покупать дорогостоящие игры. Их можно сделать самим из чего угодно. Или даже из ничего. Играть можно везде, даже если под рукой нет ни карандашей, ни бумаги. Например, возвращаясь из школы или сидя дома.

— Я загадываю слово на букву «А», обозначающее какой-то предмет в этой комнате. Вы задаете вопросы, чтобы я отвечала «да» или «нет». Так мы тренируем говорение, аудирование, отрабатываем грамматику, синтаксические конструкции, а главное – это интересно. Сравните: «Садись за уроки!» и «Давай поиграем!». Во втором случае мотивация у ребенка взлетает до небес, — говорит Мария.

Сделай сам!

Что может быть увлекательнее, чем играть в игры? Придумывать и мастерить их своими руками, уверена Мария Мищенко. Вместе с учениками-кванторианцами они сами создают настолки. И это уже не просто развлечение, а самая настоящая проектная деятельность.

Достижение, которым можно гордиться, это игра для слабовидящих детей из Гаврилов-Ямской школы-интерната. KvantoBox – аналог английской «BrainBox» или русского «Сундучка знаний». Это коробка с карточками, каждая из них посвящена отдельной теме: транспорт, еда, праздники, погода и многое другое. По ним ведущий задает вопросы. Только в стандартном варианте карточки маленькие, а у кванторианцев – большие, 21 на 21 см, и с крупным шрифтом.

— Мы изучили рынок настольных игр для слабовидящих ребят. И поверьте, он очень ограничен: шашки, шахматы, нарды – все, — рассказывает Мария. — Дети из Кванториума вдохновились идеей сделать игру для своих сверстников. Картинки они рисовали от руки, придумывали вопросы –  все на английском языке. Вкладывали душу, старались. Получились 53 карточки. На это у нас ушло полтора года! Эту игру мы сами отвезли ребятам в Гаврилов-Ям. Они ее оценили, и я знаю, что играют. Более того, слабовидящие ребята из интерната теперь сами рисуют новые карточки.

Ничего похожего на KvantoBox нет не только у нас в стране, но и за границей. В прошлом году игра вошла в топ-50 лучших кванторианских проектов в России, рыбинцы представили ее в Москве на Всероссийском форуме кванторианцев.

На этом Мария и ее команда не останавливаются. Они уже разрабатывают новую игру, и тоже очень оригинальную.

— Мы дружим с некоузским Музеем ситского быта, — рассказывает преподаватель. — Они выиграли грант, а мы будем помогать в разработке настольной игры. Она будет сочетать в себе элементы разных настолок, а тематика будет сконцентрирована вокруг истории, культуры, быта Ситского края. И конечно, мы сделаем ее на английском языке. Ребята уже побывали в музее на экскурсии. Представляете, сколько новой лексики они узнают в процессе работы над игрой!

Ничего похожего на KvantoBox нет не только у нас в стране, но и за границей. В прошлом году игра вошла в топ-50 лучших кванторианских проектов в России, рыбинцы представили ее в Москве на Всероссийском форуме кванто-рианцев. На этом Мария и ее команда не останавливаются. Они уже разрабатывают новую игру, и тоже очень оригинальную

Вместе мы команда

Играя в игры или придумывая их, дети получают классный опыт живого общения. Казалось бы, что может быть проще — общение? Но, как говорит Мария, для зумеров это действительно проблема:

— Дети мало ходят друг к другу в гости, мало общаются вне школы. Я замечаю: им сложно договориться, они не умеют выслушать друг друга. Игры учат работать в команде, распределять роли, видеть у товарищей сильные стороны, уметь проигрывать (это тоже важно!) и дружить. Эти навыки пригодятся не только в учебе, но и в жизни.

А что делать, если кто-то наотрез отказывается играть? «Игра плохая, потому что не получается!» — злится маленький игрок.

— Такая ситуация, как ни странно это звучит, несет в себе хороший потенциал, говорит педагог. — Приведу пример. Известная многим игра «Пикчерека», где  на большом поле со множеством рисунков нужно за минуту найти определенные объекты, допустим, связанные с космосом. Для некоторых время — это стрессовый фактор, а значит, и вектор развития. Если что-то получается плохо, то, тренируясь, ты становишься лучше и лучше.

Игра – это маленькая жизнь, где все участники – победители.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
НОД Рыбинск 11:39 | 2 ноября 2024

Английский язык на уровне advanced лучше изучать в высших учебных заведениях, когда молодой человек уже осознаёт себя как гражданина нашей страны и более критично подходит к оценке достоверности информации в англоязычных СМИ. И то далеко не всем нужно изучать, а только тем, кто планирует в своей работе анализировать западные СМИ, отслеживать политические тренды либо заниматься техническим шпионажем в пользу России. Для обычных школьников вполне достаточно уровня, описанного в учебном пособии В.И. ЕРШОВ, В.В. СИМАКОВ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. ДОПРОС ВОЕННОПЛЕННЫХ (ПЕРЕБЕЖЧИКОВ)И ОПРОС МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ПО ВОЕННОМУ ПЕРЕВОДУ. Издательство «МГИМО-Университет» 2016 г.

    Андрей 12:15 | 2 ноября 2024

    Ты, негодяй, живи как хочешь в своей скорлупе, а мы сами разберёмся, чему учить наших детей. Уж точно не твоей идиотской ДОТУ. Ты сам-то и не вылезал никуда, за исключением ваших гнусных семинаров, которые на бюджетные деньги для вас устраивает ваш гуру Федоров. Вот и сиди в своей норе, как премудрый пискарь, работай на своём РЗП, губами шлёпай, ругая весь цивилизованный мир. Ещё советы тут даёт, чтобы и наши дети жили такой же бесполезной жизнью, как ты и твои безумные коллеги по палате № 6.

      патриот 14:03 | 2 ноября 2024

      Андрей, ты обличаешь того кто в силу ограничения своих способностей комплексуется что он просто ничтожество. Ео Ничтожество очень опасное. Им казалось что в 91 они придут к власти. Но у них облом случился. Сейчас мстят всему народу выполняя ту же роль которую играет Зюганов, играл Жириновский. Всю энергию пустить в трубу. Проблема же с развивающими играми непростая. С одной стороны польза в освоении многих навыков но с другой стороны можно заиграться и до глубокой старости играть а эти игры. Игры у военных называются учения, у ученых эксперимент, для взрослых путешествия, в том числе и экстремальные. Надо просто что бы умению придумывать, организовывать и проводить игры, встраиванию их элементов в обучение и решение конкретных задач обучали профессионалы высокого уровня. Разговорный язык наверное легче освоить в играх и общении на нем с носителями языка, профессиональный язык осваивается по несколько другим правилам, которые так же могут включать элементы игры. А знание хотя бы на уровне разговорного это неоходимый элемент общей культуры. Знание языка на уровне профессионала необходимость для высококвалифицированного специалиста. НОД загоняет всех в окоп. А мир завоевывается знаниями, умениями, мастерством и интеллектом. НОД действительно очень опасен для страны. Но по всей видимости он кому то нужен, как когда то были нужны молодежные банды в Волгограде и Казани, организованная преступность, футбольные фанаты, белоленточники на Болотной, навальнята. Как инструмент борьбы за власть. Надеюсь история их отбросит в сторону. Хотя силы и умы они отвлекают. Просто надо вещи называть своими именами, хотя это не нравится власти. Хотя горькая правда как лекарство горазда полезнее успокоительной сладкой лжи.

        НОД Рыбинск 15:54 | 2 ноября 2024

        Ничто не выдавало в гражданине с ником «патриот» Владимира Макарова, разве что волочившийся сзади парашут (с). Конечно, гражданин поэт «в стол» ни разу не работал на производстве и в других полезных для общества сферах деятельности, ну и, как обычно, напился в субботу. А суббота то рабочая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме