Сегодня Волга у Рыбинска кажется довольно тихой: редко проплывет груженая баржа, причалит туристический теплоход. А еще полвека назад рыбинцы чувствовали себя речными жителями, активно осваивая волжские воды. Лодочные станции, мостки, аппарели покрывали оба берега.
— До постройки моста рыбинцы постоянно плавали с одного берега на другой. Лодки были во многих семьях. Подножье Старой и Новой биржи было усеяно большими и малыми причалами и мостками, – говорит Оксана Гожалимова, замдиректора Рыбинского музея-заповедника.
И после постройки моста в 1963-м ситуация не сильно изменилась. Горожане, привыкшие к речному передвижению, не спешили расстаться с любимыми лодками и рейсовыми корабликами.
Машины были у единиц, редкие автобусы не вмещали всех желающих, многие жили за Волгой, а работали в центре города, плюс на левом берегу у рыбинцев были дачи. Суденышко курсировало даже между микрорайонами, связывая Северный с Мехзаводом, поселком ГЭС и шлюзами. Отчаливал такой кораблик от ДС «Полет».
Главный дебаркадер до 1980-х располагался у Лоцманской биржи. К нему приставали суда, отправлявшиеся в дальний маршрут: Кострома, Кинешма, Нижний Новгород. А вот привычных нам огромных теплоходов с туристами, тем более с иностранцами, почти не было – промышленный Рыбинск считался почти закрытым городом и гостям был не рад.
— Рыбинск знал несколько дебаркадеров с разным обликом. Так, в 1950-е годы рыбинцы отплывали от здания в стиле конструктивизм. Остальные конструкции были классического вида – похожие на последний дебаркадер, столь милый памяти рыбинцев, – рассказывает специалист.
Последний дебаркадер представлял собой многофункциональный речной вокзал: на нижнем ярусе располагались зал ожидания с кассой, магазин с сувенирами, диспетчерский пункт и пункт водной милиции, туалет. На втором этаже – популярный ресторан «Поплавок».
Несколько причалов располагались и в Казанском, за мостом. Старожилы вспоминают: рейсовые кораблики ходили от двух пристаней сразу – и за мостом, и у Лоцманской биржи. И в конце 1980-х главный дебаркадер решили перенести в Казанский микрорайон.
Здесь причал задержался на 20 лет. Причин переезда сегодня выдвигают несколько. Есть версия, что перенос был связан с берегоукреплением под Биржами. По другой версии, его убрали, чтобы законсервировать Старую хлебную биржу, нуждающуюся в ремонте. Тем не менее, конструкция расположилась в Казанском, была удобна для горожан и отлично смотрелась на фоне старых лип, высаженных еще городским головой Расторгуевым.
— Именно сюда причаливали первые большие теплоходы с туристами. Именно здесь мы встречали первых знаменитых гостей. Здесь в 1997-м ступил на рыбинский берег патриарх Алексий II в рамках высочайшего визита по Ярославскому краю. В 1996 году сюда причалил теплоход с артистами, которые гастролировали по российским городам в рамках предвыборной кампании Бориса Ельцина, – перечисляет Оксана Гожалимова.
К 2007 году плавучая конструкция заметно обветшала, ее капитально отремонтировали и перенесли дебаркадер обратно к Новой бирже. Второй этаж стал летним Музеем рыбы, выставочным залом и магазином по продаже сувениров. Однако осенью 2011-го, когда речники отбуксировали его на зимовку в Переборский залив, он сгорел.
Почти 20 лет Рыбинск жил без дебаркадера. И вот его решили вернуть – как раз в Казанский, где он стоял два десятилетия.
— Это отличная точка роста для одного из старейших районов Рыбинска. Здесь расположено много туристических жемчужин, в их числе старейшее каменное здание города – Казанская церковь. По линии Волжской набережной сохранилось немало старинных красивых домов: мельница Калашникова, Волжско-Камский банк, Покровско-Вознесенский приют, дом Сыроежиных. Туристам есть что рассматривать и чем полюбоваться, когда они сойдут на берег. Гости и сегодня любят этот тихий уголок – гуляют здесь и с гидами, и самостоятельно, – рассказывает Оксана Гожалимова.
Развитие Казанского требуется не только для гостей города. Здесь возведены новостройки, и у застройщиков есть большие планы на этот уголок Рыбинска.
— Рыбинцы с нетерпением ждут благоустройства местной набережной, создания зоны отдыха на Стрелке. Ждут открытия магазинов, кафе. Будем надеяться, что для города дебаркадер – лишь первый шаг к бурному развитию района. И этот шаг будет означать, что Казанский живет и развивается, – говорит специалист.
Конец — он и есть конец