новости 24 октября 2014 14:52

Лирические герои

90 лет прошло с тех пор, как в 1924 году при редакции газеты «Рабочий и пахарь» было организовано литературное объединение, которое на долгие годы сплотило местных поэтов и прозаиков. Для одних это стало началом пути в журналистику, а кто-то смог добраться и до вершин — Союза писателей России. Впрочем, и это даже не главное. Люди учатся познавать мир, себя, свой язык — вот ради чего руки тянутся к перу, авторучке, клавишам компьютера.

.....2013-2.p65С самого начала литобъединение (тогда еще литгруппа) явилось логическим продолжением нашей газеты. В условиях дефицита пишущих кадров это была своего рода школа для начинающих газетчиков. Многие будущие журналисты, чувствуя в себе потребность излить свои мысли на бумаге, начинали со стихов, публиковали их на страницах местной прессы, потом шли заметки о жизни в трудовых коллективах. И постепенно корреспонденты «от сохи» вливались в ряды журналистской братии.

— Литература и журналистика соприкасались очень тесно, подпитывали друг друга, и это естественно, — рассказывает Сергей Хомутов, поэт, издатель, общественный деятель, в 1980-х годах возглавлявший литобъединение при редакции нашей газеты. — Человек, постигший литературные тонкости, пишет образнее и интереснее. А работа в газете идет на пользу начинающим литераторам, потому что жизнь узнаешь лучше. Придешь писать статью или очерк, и такой человек интересный откроется! Какая проблема у молодых авторов? Не о чем писать. Если они живут в неком отрыве от жизни, творчество превращается в словесную игру, не более того.

Сергей Хомутов сам начинал активно печататься в городской газете, будучи аппаратчиком азотной установки на электротехническом заводе. А первые стихи молодого автора опубликовали, когда он учился в полиграфическом техникуме. Потом были занятия в литературном объединении при редакции, которым в то время руководил Евгений Куприянов. Уже в зрелом возрасте первым из рыбинцев Сергей Хомутов поступил в Литературный институт им. А.М. Горького. Сегодня он член Союза писателей России, автор многих книг и вот уже четверть века — директор издательства «Рыбинское подворье».

— Практически вся рыбинская (да и российская) литература выросла из литобъединений, — отмечает Сергей Хомутов. — Это та начальная ступень, где человека проверяли на талантливость и творческую выносливость.

Расцвет литобъединения, а вместе с тем и рыбинской литературы, что взаимосвязано, пришелся на тот период, когда с городской газетой сотрудничал Николай Якушев (1950 — 1980-е гг.), крупный поэт, особенно по провинциальным меркам, член Союза писателей СССР. В те времена, по словам Сергея Хомутова, статус этот был непререкаем и сопоставим с самыми высокими степенями в науке и общественной жизни. Естественно, в творческой атмосфере литобъединения воспитывались ученики и последователи. Влияние Якушева на литературу и культуру Рыбинского края было очевидно, это прослеживается и до сих пор. Сегодня в городе существует литобъединение, носящее имя талантливого поэта, в библиотеках проводятся вечера его памяти. А учитывая то, что с Рыбинском были связаны поэты всесоюзного масштаба Алексей Сурков, Лев Ошанин, Сергей Смирнов, то и городская литература обретала контуры прежде всего поэтические. Прозаиков появлялось значительно меньше. Авторами небольших книг стали Борис Румянцев и Алексей Кареляков.

Да и в стране в те годы наблюдался небывалый поэтический бум. Новые поэты, чьи таланты окрепли в годы политической оттепели, становились действительно властителями дум: Вознесенский, Евтушенко, Рождественский, Ахмадулина… Казалось, сам воздух был пропитан поэзией. Она и сама была слепком жизни, ее духом, нервом, определявшим сознание целых поколений. В образованном интеллигентском Рыбинске это чувствовалось тоже, народ тянулся к книгам, журналам.

— На занятия литобъединения собиралось много талантливых людей, человек по тридцать, а то и больше, — вспоминает Сергей Адольфович. — Этих встреч ждали, к ним готовились. Читали стихи, обсуждали, высказывали свои мнения, постоянно приезжали к нам писатели из Ярославля и Москвы, выступали с лекциями. Иногда засиживались допоздна, особенно если была встреча с приезжим писателем, и расходились уже за полночь. Подающих надежды авторов объединение направляло на семинары в Ярославль, где их критиковали, учили литературному мастерству. Члены Союза писателей и литактив вообще очень часто «выходили в народ». Мы выступали раза по три в неделю, притом абсолютно везде: в школах, ПТУ, институте, в цехах заводов во время обеденного перерыва, в ДК, санаториях, больницах, на агитплощадках, в городских садах и скверах, ездили по селам.

По сути, вся страна была огромной трибуной, с которой звучали голоса поэтов. И собирались на встречи не по приказу сверху, это была внутренняя потребность.

— Конечно, проводилась государственная политика: с детства приучали к чтению, — продолжает поэт. — Сколько журналов выходило большими тиражами! Если человек не прочитал, скажем, новый роман Бондарева «Берег», он считался каким-то ущербным. Все старались поддерживать свой культурный уровень.

В газете в то время наряду с признанными мастерами-профессионалами печатались произведения местных авторов. Литстраницы регулярно знакомили читателей с произведениями членов литобъединения: Евгения Петрова, Анатолия Павлова, Риголетты Давыдовой, Маргариты Серовой, Владимира Лазарева, Бориса Томшакова… А у самых даровитых выходили и персональные издания, как, например, у Александра Кочкина, Ивана Иванова, Василия Тухтина, Алексея Ситского.

Второй всплеск интереса к художественному слову случился в годы перестройки. Слова «гласность», «свобода» завораживали и опьяняли, особенно людей творческих. В это время на литературном пространстве Рыбинска появляется много новых имен, но это уже совсем другие авторы и другая литература. Не могла не измениться и жизнь литературного объединения.

— В газете появились новшества. И даже такие: за стихи читатели ставили оценки, для этого публиковались специальные таблицы. Активность была большая: после каждого выхода литстраницы приходило 50-100 писем.

Но политический и экономический климат становился все суровее, и в девяностые годы стало откровенно не до стихов. Вернее сказать, не до их публикации. Газетам надо было как-то выживать, зарабатывать хоть какие-то деньги, и вместо поэтических строчек на страницах запестрела реклама. Литература не выдержала натиска новой реальности и рыночных отношений.

Единое литобъединение распалось на несколько самостоятельных, три из которых существуют и сегодня, это литературное объединение им. Якушева, «Колумб», «Литературное поле». Но в то же время свобода творчества принесла свои плоды. Стали выходить книги за счет средств авторов и спонсоров. Благодаря этому к 2000 году в Рыбинске уже насчитывалось около десятка членов разных союзов писателей.

Литераторы-любители, хоть и меньшим числом, и поныне встречаются, обмениваются мнениями, общаются. Многие уходят в интернет, публикуются там и ищут вдохновения он-лайн. Литературная тусовка трансформируется, сплачивается вокруг журналов, издательств — творческие люди ни в какие времена не могут существовать без общения. Но чтобы растить настоящих профессионалов на труднейшем литературном поприще, нужна поддержка сверху, на государственном, областном, пусть даже городском уровне. А она сегодня очень мала и в публикациях, и в плане литературной учебы.

— Без литературы в России жить невозможно, — говорит Сергей Хомутов. — У нас очень большая страна. Здесь на человека наваливается так много впечатлений, да и проблем, которые хочется высказать. Те, кто умеют писать, делают это в книгах, что интересно и другим. Кроме того, литература толкает человека к познанию мира и самого себя. Сейчас мы этим крайне мало занимаемся, жизнь стала утилитарной: тут заработать, там ухватить. Но только считая деньги, духовно расти невозможно. Люди превращаются в функции, что фактически лишает их душевной составляющей — главной и определяющей человеческий образ.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме