«Маршрут № 6 — 14.52, № 16т — 14.55, № 3 — 14.58» — бежит сообщение на экране у универмага «Юбилейный». «Шестерочка» показалась на горизонте аккурат в обозначенные сроки. То, что раньше казалось плодом бурного воображения писателей, скоро станет будничной рутиной
Виртуальность
«По нашей шестерке часы можно сверять», — не без гордости говорит заместитель директора по экономике МУП «ПАТП-1» Мария Пошвина. Новые информационные технологии — одно из направлений программы модернизации предприятия. Строка на экране около универмага пока бегает в тестовом режиме. Занесены еще не все маршруты, да и появляется «подсказка» не так часто, как хотелось бы. Но уже сейчас раз в 12 минут горожане могут узнать, когда к остановке подъедет автобус №№ 1, 3, 6 и 16-Т.
Сервис на грани фантастики имеет вполне объяснимый механизм. Транспортники внедряют систему ГЛОНАСС. В автобусах устанавливают навигационные приборы, которые позволяют точно определить местонахождение машины.
Соответственно, рассчитать время «подачи кареты» к той или иной остановке для программы, которая более глобальные задачи щелкает как семечки, все равно что урок арифметики для профессора математических наук. Компьютерной голове «по зубам» такие ребусы, как слежение за автобусами в режиме онлайн, фиксация пробега, просмотр расхода топлива, диспетчерское регулирование и многое другое.
Директор МУП «ПАТП-1» Виктор Жиганов поясняет, что теперь «левые» передвижения транспорта, затянувшийся перекур на конечной остановке, а также слив топлива под видом внезапного ремонта исключены. Человеческий фактор не выдержит конкуренции с автоматизированной системой. С ней не договоришься.
Списание ГСМ будет проводиться исключительно по факту выполненных рейсов и пробегу. А это реальная экономия и объективный контроль за работой водителей. По словам руководителя предприятия, к сентябрю планируется оснастить навигационными приборами весь парк. Кроме того, транспортники готовы взять под свое программно-обеспеченное крыло частников и помочь им в обработке и отправке данных контролирующим организациям.
Для рядовых горожан система ГЛОНАСС обернется новыми услугами. Предполагается, что стационарные экраны-консультанты появятся еще на железнодорожном вокзале и Соборной площади. Принцип их работы будет похож на пользование терминалом.
Человек сможет выбрать интересующий его маршрут, узнать расписание и точное время прибытия автобуса к той остановке, где пассажир находится. Однако возникает вопрос, если постоянные транспортные «секретари» разместятся только в трех пунктах, как получить информацию в других районах города?
«На нашем сайте (www.rybinsk-patp1.ru) будет размещена специальная программа для сотовых телефонов. Скачав ее себе на мобильный, человек сможет узнать, когда к его остановке подойдет автобус нужного маршрута.
Запрос будет обрабатываться автоматически, а ответ придет в виде смс-сообщения», — рассказывает о дополнительных возможностях Мария Пошвина.
Кроме того, транспортники предлагают горожанам и логистические услуги. Город у нас пусть и небольшой, но вопрос в стиле «где находится нофелет» все же периодически возникает. Особенно он актуален для детей и людей, страдающих топографическим кретинизмом. Это когда сто раз бывал в каком-то месте, но как туда пройти, а тем более проехать, убей не помнишь.
Сервис от МУП «ПАТП-1» готов взять на себя функции проводника. Интернет-пользователю нужно будет всего лишь зайти на сайт компании, указать начальную и конечную точки, а программа сама проложит дорогу к цели с обозначением автобусных маршрутов и пеших участков, которыми лучше всего воспользоваться. Ожидается, что информационные технологии пришагают в нашу жизнь в течение этого года.
По курсу евро
Замена технологического оборудования — еще один этап программы обновления МУП «ПАТП-1». Сейчас на предприятии занимаются усовершенствованием диагностики топливной аппаратуры.
«Автобусы стали на порядок сложнее. Поэтому мы приобрели современный стенд, позволяющий тестировать любой вид топливных насосов, в том числе иностранного производства. Теперь нам по зубам и Евро-3, и Евро-4. Однако купить новую технику — это существенный шаг, но не основной. К любому механизму нужны руки и голова. Предприятие обучает персонал на базе завода дизельной аппаратуры.
Сейчас планируем отправить наших сотрудников на учебу в Питер, где находится ведущий в стране профильный НИИ», — делится радостными вестями главный инженер МУП «ПАТП-1» Юрий Романов.
Еще одна хорошая новость для жителей БАМа. Как только будет построена дорога на улице Суркова, автобусники хотят пустить по ней маршрут № 4т. Начинаться он будет также от троллейбусного парка, но пройдет не по проспекту Революции, а с заездом в микрорайон.
Умерить аппетит
Обновление подвижного состава медленно, но уверенно движется к полной ликвидации автораритетов. В прошлом году сошли с рейсов последние ЛиАЗы 677, в народе более известные как «скотовозы».
Попрощались водители и с немецким «секонд-хендом» — гуманитарными «манами». Теперь очередь за «Икарусами»-гармошками. По словам транспортников, они устарели по всем показателям, как моральным, так и техническим. Сейчас подобный транспорт в городе не нужен, кроме того, его использование связано с большими материальными затратами на топливо. То же самое касается МАЗов.
«Задача предприятия — за 3-4 года полностью избавиться от неэффективного подвижного состава, для этого мы используем и собственные, и заемные средства, но полный переход на современную технику возможен лишь при пересмотре тарифа. В прошлом году мы взяли в лизинг 15 социальных автобусов и 15 «Богданов», — рассказывает замдиректора МУП «ПАТП-1» по коммерческой работе Николай Смекалов.
Всего в 2010-м в парке появились 35 новых машин. В этом году еще 25. В ближайших планах покупка 10-ти «Богданов».
По словам Виктора Жиганова, их приобретение не связано с целью развития в городе коммерческого транспорта, дело в экономии на ГСМ. Желтыми «украинцами» заменяют прожорливых ПАЗиков, чей расход топлива на 100 км составляет 32 литра, в то время как «Богдан» обходится лишь 16-ю литрами.
«За период с мая 2010 года по май 2011-го дизельное топливо подорожало на 28%. Казалось бы, аналогичные расходы должны терпеть и мы. Но наши затраты на ГСМ выросли в этой связи только на 11%. А все потому, что нормы потребления у новой техники ниже», — привела наглядный пример замдиректора по экономике МУП «ПАТП-1» Мария Пошвина.
Кроме того, новая техника не требует значительных затрат на запчасти, а конструктивно более эффективна.
Специалисты констатируют, тот же низкопольный «Богдан» меньше времени простаивает на остановках, так как людям удобнее заходить в салон, в том числе инвалидам. Хотя если говорить про полноценную безбарьерную среду, то это не самый лучший пример.
Безбарьерная видимость
Для того чтобы люди с ограниченными возможностями могли пользоваться общественным транспортом, нужны специальные автобусы. Их в Рыбинске нет. В ПАТП-1 планируют приобрести в следующем году сразу несколько машин, хотя бы по одной на самые загруженные маршруты.
Однако забота о человеке для одних — способ заработать для других. Простенький низкопольный автобус стоит на 41% дороже базового. Пока транспортники рассчитывают купить четыре колесные единицы, что обойдется предприятию в сумму, превышающую 23 млн. рублей. В идеале, чтобы охватить все маршруты, нужно 20 автобусов.
Собес на колесах
Начав рассказ о транспортных перевозках, нельзя не вернуться к теме электронных проездных. К сожалению, пока им не удалось облегчить жизнь пассажиров и кондукторов. Льготники вынуждены возить с собой все тот же ворох документов, а кондукторы, итак обвешанные билетными катушками, как коробейники баранками, прицепили к сумкам дополнительный прибор. Особой разницы нет, машут люди бумажным проездным или пикают электронным.
«В этой связи вопрос с электронными проездными для школьников и студентов находится в подвешенном состоянии. Но впереди учебный год. Поэтому обстоятельства требуют каких-то действий уже сейчас. По нашему мнению, нужно как можно быстрее переходить на персональные проездные», — Виктор Жиганов за продолжение модернизации.
«Личная карта будет удобна всем. Льготник, один раз оформив проездной, сможет заменить ей многочисленные справки и удостоверения, а для наших сотрудников процедура проверки документов существенно облегчится. У нас более 20 льготных категорий, и для каждой существует свой набор бумаг, который кондукторы вынуждены держать в голове. По большому счету, в данный момент нашими специалистами можно заменить работников собеса. Сказав «А», нужно говорить и «Б», а пока электронный проездной всего лишь аналог бумажному», — поясняет Николай Смекалов.
С введением персонифицированных карт кондукторам достаточно будет лишь сверить фотографию. Кроме того, личный проездной исключает возможность его передачи другому лицу. Пока же при наличии подтверждающих документов по одной карте может ездить и стар и млад. Единственный плюс от электронной системы в ее беспристрастности.
Теперь транспортники аргументируют свои убытки реальными цифрами. Статистика за три месяца показала, что по одному социальному проездному в среднем осуществляется 74 поездки! Компенсацию перевозчики получают только за 42. Неплохой такой «бонус» получается: практически каждая вторая поездка бесплатна.
Причем к процессу подсчета количества «пиков» транспортники не имеют никакого отношения, данные поступают на сервер поставщиков оборудования, а они уже формируют статистические таблицы и отсылают их в МУП «ПАТП-1». Цифры говорят, в настоящий момент в Рыбинске реализуется 11 тысяч электронных проездных, 62% пользователей выбирают автобусы, потери перевозчика с февраля составили 7,2 млн. рублей. Этих денег вполне могло бы хватить для приобретения двух новых социальных автобусов.
В апреле этого года проблему убытков транспортников обсуждали на заседании правительства области. Тогда официально задокументировали следующее: в течение второго квартала 2011 года «оформить решение о введении персонального учета оплаты проезда и фиксированного количества поездок в общественном транспорте по месячному электронному проездному билету (количество поездок ограничить до 42)». Второй квартал закончился. Для перевозчиков ничего не изменилось.