Учитель не идет в ногу со временем, он всегда должен быть на шаг впереди. Чего стоит выдерживать темп и не сойти с дистанции, нам рассказали в городском департаменте образования
У рыбинского образования женское лицо. 92% педагогов — представительницы прекрасного пола, но это не мешает школе как социальному институту выдерживать сильнейшие нагрузки. Хрупкие плечи могут быть очень выносливыми. На них и держится будущее. Но принять груз ответственности — это еще не все. Его надо нести, не сгибаясь под новыми условиями, требованиями, стандартами.
«С 1 сентября все школы Рыбинска начали обучение первоклассников в соответствии с новыми стандартами. Реальностью стали другие практики организации школьной жизни, да и сама школа стала другой. Сегодня важно «вырастить» у воспитанников готовность к обучению, к продолжению образования, к выбору жизненного пути, к рациональному проведению досуга, к сохранению здоровья, к семейной, общественной жизни. И осуществить это может только «новый учитель» — развивающий и развивающийся», — указывает на главные составляющие современного педагога директор департамента образования Римма Брядовая.
Развитие — это всегда движение вперед, и с каждым годом к образовательному пелотону присоединяются новые участники.
«Инновационное пространство Рыбинска в постоянной динамике. В этом учебном году из 100 разных типов и видов городских учреждений образования 31 действует в инновационном режиме. Доля общеобразовательных учреждений, работающих в режиме развития, увеличилась до 56%», — приводит данные специалист отдела общего образования Светлана Серебрякова.
Рыбинские школы являются как опорными учреждениями на местном уровне, так и инновационными площадками федерального значения. За каждой цифрой, за каждой долей стоит труд людей.
Но главный показатель педагогического успеха — это не данные статистики, а достижения как конкретных учеников, реальных девчонок и мальчишек, их призы, кубки, почетные грамоты, так и свои собственные. И Рыбинску в этом плане есть чем гордиться.
В 2011 году в региональном туре конкурса «Учитель года России» приняли участие 24 педагога. Городскую систему образования представляли учитель математики гимназии № 8 Надежда Смирнова, которая стала победителем муниципального этапа, и его серебряный призер учитель ИЗО СОШ № 3 Наталья Чайченко. По результатам регионального тура Н.В. Смирнова стала победителем, а Н.Н. Чайченко — лауреатом.
В рамках нацпроекта «Образование» учителя ежегодно принимают участие в конкурсном отборе на получение денежного поощрения лучшим педагогам России. В 2010-2011 учебном году на господдержку претендовали 20 рыбинцев.
На федеральном уровне отличились двое: Надежде Смирновой пару составил учитель физической культуры СОШ № 26 Игорь Павлов. Еще трое рыбинских педагогов стали победителями на региональном уровне: учитель химии лицея № 32 Наталья Попова, учитель технологии и информатики СОШ № 23 Ольга Двадненко и преподаватель обществознания и права Светлана Кужина из школы № 32. Кроме того, поздравления принимает руководитель одного из образовательных учреждений.
1 октября завершился первый тур Всероссийского конкурса «Директор школы-2011». 405 конкурсантов из 73 регионов России прислали свои работы — эссе. Их оценивали эксперты, отмечая наиболее яркие управленческие решения. Оргкомитет определил 100 лауреатов конкурса, среди которых директор школы № 23 Нина Морозова.
Не отстают и ученики. Одаренными детьми в этом учебном году официально признаны пять человек. Они прошли конкурсный отбор и 4 ноября получат свидетельства губернаторских стипендиатов. На муниципальном уровне поддержаны 15 талантливых детей. Стипендии главы Рыбинска будут получать ученики девяти школ: лицея № 2, гимназии № 8, СОШ №№ 17, 10, 24, 26, 28, 32, 36.
Продолжается международное сотрудничество. Ребята из первой школы с углубленным изучением английского языка, ставшие победителями российско-американской программы обмена «FLEX», получают возможность годичного обучения в США. Гимназия № 18 в октябре ждет делегацию итальянских детей. По опыту гимназии подобное обучение организовано и в СОШ № 21. Лицей № 2 уже много лет активно взаимодействует с Германией.
Нацпроекты и конкурсы — это не только возможность профессионального роста, но и действенный механизм конкуренции. Соперничество в педагогической среде детям лишь на руку. Педагоги борются как за премии и надбавки, так и за право считаться лучшими, за авторитет в глазах воспитанников и их родителей, за свой предмет, за свою школу.
В Рыбинске открылся Ресурсный центр, предоставляющий школьникам новую образовательную услугу — профильное обучение по сетевой форме.
«Ресурсный центр создан на базе СОШ № 32, которая обладает достаточным материальным и кадровым потенциалом и многолетним опытом для того, чтобы представить обучающимся пакет образовательных услуг, которые помогут молодым людям использовать свои собственные и внешние маршруты для достижения поставленных целей», — уверены в отделе общего образования.
Еще одной отличительной чертой современной школы специалисты называют ее открытость. С 1 сентября в образовательных учреждениях Рыбинска приступили к внедрению электронных журналов и дневников. К настоящему моменту 28 из 33 школ прошли регистрацию на сайте Региональный Интернет-Дневник (www.dnevnik76.ru), а 11 учреждений заканчивают формирование виртуальных журналов для 197 классов. С января 2012 года к процедуре введения электронных носителей приступят все остальные общеобразовательные учреждения.
Однако не все можно заменить компьютерными технологиями. По данным специалиста по кадровым вопросам Татьяны Фруктовой, в Рыбинске по-прежнему не хватает учителей. В настоящее время вакантны 26 педагогических ставок. Требуются учителя начальных классов, физической культуры, а также воспитатели в группы продленного дня. Тем не менее, пусть медленно, но молодые специалисты возвращаются в школы.
По состоянию на 1 сентября принят на работу 21 вчерашний выпускник. Кузницей новых кадров традиционно остаются Ярославский университет им. К.Д. Ушинского и Рыбинский педагогический колледж.
Яна Максимова