Участковый Михаил Мельников мечтал бороздить моря, получив специальность судоводителя в рыбинском речном училище. Но с юношеских лет его воображение будоражили детективные истории, привлекала работа сыщиков. И получив диплом, Михаил пришел на работу в милицию. Но он ни разу не пожалел о сделанном выборе.
Дело молодое
В октябре 2009 года Михаил пришел в Рыбинское УВД на стажировку. Его наставником стал Александр Макшаков — опытный специалист, двадцать лет проработавший участковым.
Именно в тандеме с ним Михаил работал над раскрытием своего первого дела о хищении сотового телефона. История для опытных участковых банальная — в ходе расследования кражи по горячим следам выяснилось, что совершил ее сосед потерпевшего, с которым тот незадолго до этого распивал спиртные напитки, но для Михаила этот случай стал настоящим событием.
«У меня тогда даже руки от нервного напряжения дрожали. Только раскрыв первое дело, оформив явку с повинной, я почувствовал уверенность в своих силах, осознал — получилось один раз, значит, получится и в следующий», — рассказывает он.
За два года службы случаев, когда Михаилу пришлось проявить смекалку, было немало. Грабежи, кражи, тяжкие телесные повреждения, мошенничество — круг преступлений, расследуемый участковыми, очень широк. Не раз ему приходилось становиться свидетелем самых низменных проявлений человеческой сущности.
Особенно выбивают из колеи случаи, когда люди страдают по вине своих родных. Не так давно участковый расследовал случай причинения тяжкого вреда здоровью — после изрядной доли алкоголя семейная пара начала выяснять отношения, в результате чего супруга пырнула мужа ножом в живот.
Но даже после такого Михаил веры в людей не теряет. «Все мы разные, в каждом человеке есть и хорошее, и плохое. Просто некоторые могут контролировать свою злость, гнев, не выплескивать негатив на окружающих, а для других это сложно, тем более под действием алкоголя. Видели бы вы лицо той женщины, когда она осознала, что сделала!»
Участкового Мельникова уже перестало удивлять и то, насколько хитроумными бывают правонарушители. Это становится особенно очевидным, когда речь идет о мошенничестве. Такие истории будут происходить до тех пор, пока наши граждане не перестанут быть излишне доверчивыми, считает Михаил и в подтверждение своих слов приводит недавний случай из практики.
«Женщина, представившись сотрудницей фирмы по установке пластиковых окон, приняла «заказ» и деньги в сумме порядка 16 тысяч рублей у доверчивых граждан. Как выяснилось, нечистая на руку «сотрудница» фирмы вдобавок ко всему еще и наркоманка. Возможно, что деньги ей потребовались именно на зелье. Так или иначе, о мотивах преступления она будет рассказывать в суде», — резюмирует Михаил.
С подростками труднее
О психологическом аспекте работы участковых говорилось не единожды. Одной из самых главных задач Михаил видит предупреждение разного рода правонарушений и преступлений, поэтому придает большое значение профилактической работе. Он с удовлетворением рассказывает о том, что в его родном Зачеремушном микрорайоне в последнее время наблюдается снижение количества тяжких преступлений на бытовой почве.
По долгу службы участковому приходится общаться не только с добропорядочными гражданами, но и «навещать» освободившихся заключенных, трудных подростков, родители которых ведут асоциальный образ жизни.
Кстати, именно с несовершеннолетними работать сложнее всего, делится участковый. Подростковый нигилизм, помноженный на возрастное пренебрежение ко всем и вся, приводит к тому, что ребята зачастую отгораживаются от мира взрослых железобетонной стеной непонимания. Сталкиваясь с таким отношением, Мельников не теряет выдержки, старается подобрать такие слова, чтобы молодой парень или девушка его услышали. Чаще всего ему это удается, после чего напускная бравада юных подопечных исчезает.
«Главное, избежать менторского тона в общении с подростками, но и панибратства тоже. Вот недавно был случай. Задержали двоих несовершеннолетних ребят, застигнутых за распитием пива. Как на них влиять? Нравоучения о вреде алкоголя — пустой звук. Слово за слово, мы разговорились. Ребята пожаловались, дескать, пойти им некуда, заняться нечем, вот и слоняются по подворотням, настроение себе поднимают при помощи пива.
Разница в возрасте у меня с ними не очень большая, поэтому я решил рассказать, чем сам занимался в их годы, о своем увлечении спортом. Ребята слушали с интересом. Конечно, я не строю иллюзий, одной беседы мало для того, чтобы наставить подростков на путь истинный, уберечь от беды, но, главное, чтобы они хотя бы задумались о том, что их жизнь может быть иной», — продолжил Михаил.
«И на первый взгляд как будто не видна…»
На вопрос, не обидно ли, когда граждане говорят, что своего участкового в глаза не видели и не знают, работает ли он вообще, лейтенант полиции Мельников лишь отмахивается: «Не в обиде дело. В действительности у участковых полицейских очень большой объем работы, в том числе и бумажной, над которой надо корпеть изо дня в день. В 95% случаев материалами проверок приходится заниматься нам.
Поэтому постучаться к каждому жителю своего района только ради знакомства мы не имеем возможности, в то же время прилагаем все усилия, чтобы проинформировать граждан о том, где находится местный опорный пункт полиции, по какому номеру туда можно дозвониться».
Несмотря на сложности, Михаил не собирается изменять любимому делу, говорит: «Я свой выбор сделал!» Он вспоминает: «Поначалу абстрагироваться от неотложных дел было трудно даже в комфортной домашней обстановке. Помню, как снова и снова прокручивал в голове все рабочие проблемы, дела, в которых надо разобраться, а потом понял, что при моей работе полноценный отдых очень важен».
Именно поэтому Михаил не забывает о своем давнем увлечении легкой атлетикой, по возможности старается выкраивать время для занятий любимым видом спорта. Есть у него и другие, чисто мужские пристрастия — рыбалка и охота. Последнее — скорее повод, чтобы встретиться с друзьями на природе, набраться сил.