С 1 сентября библиотечную систему Рыбинска возглавила Наталья Носова. На ее плечи лег ответственный процесс модернизации библиотечного дела.
Оно должно выйти на принципиально иной уровень развития как по количеству читателей, книжных фондов, так и по внедрению новых технологий. Мы задали новому руководителю несколько вопросов.
— Наталья Владимировна, как получилось, что вы связали свою жизнь с книгой?
— В детстве я обожала читать сказки. Помню, приходила в Центральную детскую библиотеку на пр. Революции, и библиотекарь уже знала, что мне нужно, сокрушалась, что я все сказки перечитала. Где-то к 13 годам проснулась настоящая любовь к книге: читала взахлеб все, что попадалось. Если начинала читать, то не откладывала книгу, пока не дойду до последней страницы. После школы мечтала стать учителем начальных классов, но не сложилось: не прошла по конкурсу. Узнав о наборе на библиотечное отделение ярославского училища культуры, приняла решение поступать и ни разу потом об этом не пожалела. В тяжелые 90-е годы в публичную библиотеку было не устроиться, меня приняли в СОШ № 10, где я 19 лет заведовала школьной библиотекой. Окончив педуниверситет, 13 лет совмещала обязанности библиотекаря с педагогической деятельностью в качестве учителя русского языка и литературы.
— Как школьный библиотекарь вы наверняка столкнулись с тем, что современные дети мало читают. Вам приходилось привлекать их в библиотеку. Как вы это делали?
— Не скупясь, делилась личными впечатлениями от прочитанного, советовала, презентовала новинки, приоткрывая сюжет, и никогда не лукавила, если мне книга не понравилась. Иногда нужно было просто сказать «нельзя», чтобы книга была прочитана подростками. Это был постоянный диалог с юными читателями. Расположение нашей школьной библиотеки таково, что пройти мимо ребята просто не могли. Последние годы новых книг поступало мало, и я старалась привлекать периодикой — различными журналами. Ну и, конечно, устраивала литературные гостиные, тематические выставки, обзоры — основа-основ библиотечного дела. Дети хорошо откликались на различные мультимедийные средства…
— Когда вы держите в руках неизвестную вам книгу, какие чувства испытываете?
— Немой восторг — хочется ее быстрее открыть и начать читать, и некоторое сожаление от того, что не имею возможности перечитать все новинки из-за нехватки времени. И, конечно, сразу профессиональным взглядом оцениваю, в каком контексте преподнести эту книгу читателям. Больше люблю новые, те, что только из печати, они пахнут по-особенному.
— Предложение возглавить библиотечную систему города прозвучало для вас неожиданно? Что значит для вас новый этап жизни?
— Когда поступило предложение, я, честно говоря, была в шоке. Я знаю, что городская библиотечная система — большое и хлопотное хозяйство, состоящее из 19 библиотек, и должность ее руководителя предполагает уже не библиотечную работу, к которой я привыкла, а управленческую. Решение далось непросто, все-таки 19 лет я проработала в одном месте, знала свое дело от и до. На обдумывание было лето, но я все же решила, что это шанс попробовать себя в другом качестве. И уж лучше сделать, чем пожалеть о том, что не сделала. Сейчас я очень комфортно чувствую себя в коллективе Центральной городской библиотеки им. Энгельса. С удовольствием хожу на работу. 20 лет назад я была здесь на практике. У меня остались светлые воспоминания, многих заведующих отделами я хорошо помню. И вот жизнь распорядилась, что я снова здесь. Для меня это прежде всего колоссальная ответственность. Знаю: от меня ждут новых идей…
— Это объяснимо: сейчас время перемен во всех сферах, в том числе и в библиотечном деле. В чем, по-вашему, суть модернизации этой отрасли?
— На мой взгляд, модернизация заключается в том, что мы должны открыть читателям библиотечные фонды. Поверьте, они колоссальны! Однако статья Гражданского кодекса «Об авторском праве», ставит нас в узкие рамки. Сегодня мы можем переводить из бумажного носителя в электронный только те книги, которым больше 70 лет. Другие оцифрованные книги не имеем права выдавать на дом, они могут быть использованы только в стенах учреждения. Меняется и место библиотек в обществе — из пунктов выдачи книги они должны стать досуговыми и информационными центрами. В последнем направлении уже сделано немало. На базе Центральной городской библиотеки работает центр правовой информации, в будущем мы планируем организовать при нем курсы правовой грамотности для различных социальных групп населения. Мы владеем информацией и готовы поделиться ею с рыбинцами, сберечь их личное время на ее поиски.
— Но беда в том, что горожане забыли дорогу в библиотеку…
— К сожалению, доля правды в этом есть. В 90-е годы, когда новые книги перестали поступать в библиотеки, их сотрудникам нечего было предложить читателям, произошел их резкий отток.
Одна из главных задач сегодня — перебороть сознание людей и вернуть их в библиотеки. Компьютерные технологии мы должны поставить себе на службу, выйдя в виртуальное пространство. Для этого в октябре мы запустили сайт библиотечной системы Рыбинска. Сегодня, зайдя на него, наши читатели смогут найти общую информацию, интересный проект по краеведению «Деметра» и блог «Книжницы», а в будущем — электронный каталог всех имеющихся в филиалах книг и онлайн-библиограф. Человек, сидя дома, будет иметь возможность получить нужную информацию от профессионала, а не «лопатить» Интернет в поисках нужного материала круглыми сутками. Я знаю, насколько высок профессиональный уровень библиотекарей. Они способны отыскать любую информацию в нашем книжном фонде и Всемирной паутине, но обидно, что об этом мало кто знает. Поэтому я поставила перед филиалами первоочередную задачу рекламировать себя.
Другая важная цель — создание единого информационного пространства с единой поисковой системой. В будущем это означает единый читательский билет в Рыбинске и, возможно, объединение с библиотечной системой Ярославля.
— Не секрет: основные читатели — «пионеры» и пенсионеры. Как привлечь молодежь?
— Сегодня не только библиотекари, но и государство озаботилось этой проблемой. В самый неохваченный сегмент попали люди в возрасте от 17 до 50 лет. Что касается молодежи, она живет в своем формате, хотели бы мы этого или нет, воспринимает информацию преимущественно в электронном виде. В будущем библиотечно-информационном центре мы планируем организовать для них электронный читальный зал со стационарными компьютерами и возможностью подключения для тех, кто придет со своей техникой.
Работа с блогами, подключение электронной почты для общения с читателями, работа в социальных сетях по созданию группы любителей книги — вот лишь некоторые из форм привлечения молодежи. Не собираемся мы уходить и от традиционных литературных гостиных, конференций, выпуска тематических сборников. Благодаря актовому залу в новом библиотечно-информационном центре будет гораздо больше возможностей для общения.
Я очень хочу, чтобы публичные библиотеки объединились со школьными. Нам нужно работать в одной связке, создать сводный корпоративный каталог, чтобы любой школьник, сидя дома, через сайт своего учебного учреждения мог воспользоваться каталогом библиотечной системы и найти нужную ему книгу.
Еще считаю, что библиотеки не должны делиться на взрослые и детские, я за то, чтобы была библиотека семейного чтения. Такой опыт активно внедряется в Петербурге, где сюда ходят всей семьей. На детском абонементе стоят компьютеры — очень удобно ребенку смотреть мультики, а мама в это время выбирает себе и ему книги. В целях привлечения читателей здесь проводят необычные виртуальные экскурсии по отделам библиотеки с помощью управляемого сказочного персонажа. Находясь дома, через код, который дается каждому читателю, можно зайти на сайт библиотеки и виртуально посетить новые выставки.
— Какие перспективы появятся у городской библиотечной системы в новом году?
— В бюджете заложены средства на реконструкцию бывшего ДК «Радуга» и создание на его базе информационно-библиотечного центра. Проект и смета готовы и уже прошли экспертизу.
Если посмотреть план, — это просто сказка! На первом этаже здания разместится отдел нестационарного обслуживания. В нем будет оперативный фонд, предусмотрены все возможные доступы с пандусом и местами для работы на компьютере инвалидам. С торца здания будет главный вход. Для регистрации читателей планируется автоматизированная система обработки данных — электронный читательский билет. Выдаваемые книги снабдят чип-кодами.
На 2-м этаже расположатся детский абонемент, большой читальный зал, методический отдел, отдел библиографии детского сектора, а также учебный класс. Библиотекари смогут предложить ребятам немало интересного: от основ переплетного дела до обучения поиску информации на компьютере. На третьем этаже планируется абонемент для взрослых, актовый и читальный залы. Конечно, не хотелось бы, чтобы все это хозяйство пустовало.
В этом и будет заключаться главная наша забота. Создание центра потребует от библиотекарей новых знаний и умений, сделав профессию весомее и многограннее. Нет сомнений, будущее городской библиотечной системы за компьютерными технологиями, но книга все равно никуда не уйдет, не умрет, а останется и будет востребована.