Рыбинск не приспособлен к велосипедному передвижению. Это утверждение старается опровергнуть Борис Логинов
— А давайте напишем про велодорожки, — предложил нам недавно Борис Логинов. Он всю свою предпринимательскую жизнь ездил на автомобиле, а недавно вкусил прелести велосипедного передвижения по Рыбинску.
Почему бы и не написать, подумали мы. Весь цивилизованный мир борется с избытком автотранспорта на городских дорогах, ограничивает выбросы углерода, стремится защитить природу, принимает дорогостоящие экологозащитные программы, не говоря уже о пользе для здоровья людей.
Велосипед хорошо вписывается в эти общемировые тренды, и рано или поздно Рыбинск включится в процесс замещения машин на чистый двухколесный транспорт.
Не будем настаивать на всех этих утверждениях. У автомобиля слишком много преимуществ, чтобы категорически отказаться от него в пользу велосипеда. Но трудно спорить с тем, что последний настойчиво отвоевывает свое место в пространстве города, и думать, как совместить интересы автолюбителей и приверженцев велотранспорта, стоит начинать уже сегодня.
— Велодорожки в Европе есть везде, кроме Франции, — начинает издалека Логинов.
— А что Франция? Там нет велосипедов?
— Есть, конечно. Там по Парижу ездят все кучей – автомобили, мотоциклы, велосипеды. Никто почему-то никого не давит. Но это все-таки редкость. Во всех других странах велосипед – это целая культура.
Борис Логинов любит приводить в пример Европу. Многих это раздражает. У нас же свой особый путь развития, своя культура и уникальный менталитет. Но практика – лучший друг реалистов. Она доказывает, что если Европа начала, то Россия в конце концов поддержит.
— Рыбинск не может стать исключением. Сейчас в городе активно строят и ремонтируют дороги. И если хотя бы концептуально не предусмотрят развитие велосипедной дорожной сети, в скором времени придется перестраиваться и не задешево, — говорит Логинов.
Сделать сегодня разметку, объявить конкурс на разработку картинки, обсудить с народом в духе «где бы вы хотели видеть велосипедные дорожки». Так он видит последовательность действий при создании концепции организации велосипедного движения в Рыбинске.
Есть у Логинова и конкретные предложения. Например, по Волжской набережной:
— Для начала стоит подумать, как убрать в парке все бордюры. В Европе в зонах отдыха таких препятствий нет вообще. Асфальту на пешеходных и велосипедных дорожках не нужен ограничитель – нагрузка на дорогу небольшая. У нас же высокие бордюры везде, где надо и где они совсем не нужны. Между тем они составляют до половины стоимости дорожек.
Высокие бордюры мешают не только велосипедистам. Они превращают окружающую среду в недоступную для людей с ограниченными возможностями, от них страдают дети и пенсионеры. Ну, и, конечно, велотранспорт. Для него, считает автор идеи, стоит проложить пути прямо между деревьев:
— Убрать двухколесный транспорт подальше от гуляющих. Сейчас по набережной страшно пройти из-за количества велосипедов и любителей роликовых коньков.
С узкими рыбинскими улицами, конечно, сложнее. Не на каждой есть лишние два-три метра, которые можно безболезненно отсечь. Но и эти ограничения могут быть преодолены. Логинов мыслит радикально:
— Предлагаю сделать пешеходной улицу Радищева. Она ведет от городского сквера к улице Свободы и Димитровскому парку. Здесь надо разрешить только велосипедное движение, а на перекрестках жестко контролировать соблюдение ПДД.
Климатические условия, на которые кивают скептики, тоже не видится проблемой. По снегу и льду приспособлены ездить многие велосипеды, оснащенные шинами с шипами. Но сегодня по перегруженным рыбинским дорогам ездить страшно не только зимой, но и летом, в разгар велосипедного сезона.
В целом идея Бориса Логинова заключается в том, чтобы на велосипеде можно было добраться из любого района Рыбинска в нужную точку – на работу, в магазин, к месту отдыха. Из Перебор – в Центр, со Скомороховой горы – на Полиграф, из Центра – в Казанский район или к санаторию имени Воровского.
— Я уверен, что если народ почувствует прелесть велосипедного перемещения, Рыбинск решит больные проблемы узких улиц, отсутствия парковок, — говорит наблюдатель, предприниматель и двигатель предложения. – Сегодня машины выходят из моды. А мы же хотим быть в тренде – велосипеды, самокаты, гибриды, трансформеры. Чем Рыбинск хуже Амстердама? Да ничем, если, конечно, дороги строить не для отчета и прибыли, а для людей.
В Амстердаме разрешено ездить на велосипеде по всем дорогам со скоростью не выше 30 км в час, и, конечно, по всем выделенным велодорожкам, сеть которых проложена через весь город.
Более 90% всех дорог в Амстердаме имеют ограничение скорости 30 км в час. На выделенных велодорожках скоростной лимит составляет 50 км в час, а при отсутствии отдельной велодорожки дорога для велосипедов отделена разметкой от проезжей части.
Велосипедистам запрещено выезжать на скоростную автодорогу, но вряд ли кому-то понадобится ей воспользоваться, так как вокруг центра города всего одна такая автодорога. Таким образом, велосипедисты могут передвигаться в Амстердаме практически повсюду.