Аллея славы. Столько раз мы проходили мимо темных плит, на которых чуть серебрятся фамилии героев. Всмотримся в них. Петров – фамилия в России нередкая. Однако на рыбинских плитах лишь один Петров – Вячеслав Николаевич. И тот родом из Ярославля. Как он тут оказался? Вспомним его подвиг и его жизнь.
Родился Вячеслав Петров в семье ярославских ткачей, в 1922 году, однако после войны всю жизнь провел в Рыбинске. Отдал нашему городу много сил, свои самые продуктивные годы жизни. В шестидесятые он десять лет возглавлял рыбинский военкомат, в семидесятых боролся с браконьерами, трижды его избирали депутатом горсовета. Постоянно участвовал в парадах победы. И наверняка, когда он шествовал по рыбинским улицам, ему вспоминался самый первый парад в 1945 году. Тогда, в июне сорок пятого, старший лейтенант Петров маршировал по Красной площади.
Но жизнь его в Рыбинске завершилась в безвестности. И спустя 20 лет после смерти Петрова, архив Героя СССР чуть не оказался в мусорном контейнере. При продаже квартиры ветерана риелторы принесли фото и документы неравнодушным рыбинцам. Так архив героя занял подобающее ему место — в экспозиции музея «Неизвестные герои забытых сражений».
Двадцатилетний Петров мог погибнуть еще под Старой Руссой. Командир взвода разведчиков участвовал в операции «Полярная звезда» по освобождению Ленинграда. В том наступлении ежесуточно выходило из строя шесть тысяч русских. За две недели потери советской армии составили сто тысяч бойцов и офицеров.
Петрова тяжело ранило, он попал в госпиталь. Полгода на поправку – и снова на фронт. Теперь он — командир взвода стрелкового полка, про них ветераны после войны вспоминали — «комвзвода на передовой неделю живет». Но Петрову везло — он дошел до Берлина. Его еще дважды ранили, но в госпиталь он больше не ложился. Чтобы не попасть в другой полк, обходился дивизионным медсанбатом.
Лейтенант воевал на Брянском и двух Белорусских фронтах. Он сражался на Орловском плацдарме, участвовал в форсировании реки Сож и боях за Гомель. Первую боевую награду — орден Красной Звезды — получил осенью 1943 года за освобождение населенных пунктов.
Читаем наградной лист: «Петров одним из первых вошел в Клинцы. 22 ноября взвод Петрова уничтожил гитлеровцев, засевших в блиндажах и пытавшихся уйти под прикрытием артиллерийского огня. Лейтенант был ранен, но поле боя не покинул, продолжал руководить уничтожением врага».
Звание Героя он заслужил на белорусской земле – за удержание плацдарма на реке Березина летом 1944 года. 29 июня немцы прорывались из окружения в Бобруйске. Большая группировка должна была занять переправу через Березину, но у них на пути встал взвод автоматчиков старшего лейтенанта Петрова.
Читаем наградной лист: «Немцы атаковали 14 часов подряд. Крупные силы пехоты при поддержке артиллерии и танков 10 раз штурмовали высоту, которая переходила из рук в руки четыре раза. Каждый раз фашистов выбивали автоматчики под командованием Петрова. Старший лейтенант лично уничтожил более 30 гитлеровцев в рукопашных схватках. Когда убили командира роты, Петров принял командование ротой на себя».
А так сам ветеран вспоминал ход боя:
«Жгучая ненависть к врагу удесятерила наши силы. Но вот лучший снайпер взвода Янин был ранен пулей в грудь. Его унесли с передовой, хотя он просил товарищей оставить его. Немцы усилили снайперский огонь по дежурным пулеметам.
Вдруг шквал огня обрушился на наши позиции, после чего немцы бросили батальон пехоты и танков. Все, чем мы располагали, было направлено на наседавших врагов. Мы несли потери, и все же вступили в единоборство с танками противника. Но в один момент мы были вынуждены отступить. Немцы ворвались в траншею — наши автоматчики вступила с ними в жесткий траншейный бой.
Положение было критическим: силы неравны, связь с командованием прервана, боеприпасы мы подбирали у погибших товарищей. Несмотря на это, мы продолжали удерживать переправу до подхода танков. Наконец, мы атаковали немцев, выбили их и заняли новые позиции. Все было не зря — советские войска смогли успешно переправиться и стремительно двинулись на Минск, чтобы закончить ликвидацию группировки противника. За время боя наш взвод уничтожил больше трехсот гитлеровцев, сто захватил в плен. Взяли много машин с вооружением».
Вспоминал Вячеслав Петров, как выглядели освобождаемые земли, бывшие под оккупацией. Ни один, увидевший это, не остался равнодушным. «Приходилось видеть много неубранных трупов людей, скота, сожженные деревни и села. Все это было делом рук проклятого фашизма. Каждый раз при виде таких страшных картин мы клялись мстить фашистам за все их злодеяния. Любая малая или большая победа приближала день победы».
После Березины война для старлея не закончилась. Он освобождал Польшу, вошел в Германию. Там в марте 1945 года ему присвоили звание Героя Советского Союза за образцовое выполнение задания командования, за проявленную отвагу и геройство. Одновременно ему вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». Войну Вячеслав Петров закончил на Эльбе.
До жизни в Рыбинске оставалось еще двадцать лет. Лишь в 1962 отставного офицера направили руководить рыбинским военкоматом. Но язык не поворачивается сказать, что он не наш. Наш, рыбинский Петров! Герой с типичной русской фамилией.