Темы 29 августа 2018 14:00

Заработаем на филантропии

Что такое социальное предпринимательство? И есть ли оно в Рыбинске? Разбираемся

На Западе альтруистическая манера ведения бизнеса, сосредоточенная на общественном благе, распространилась еще в восьмидесятые. В России же все только начинается. Закона о социальном предпринимательстве нет, да и четкого определения пока не существует.

Лишь в конце 2016 года постановлением правительства РФ № 1096 утвердили список услуг, которые могут оказывать коммерческие и некоммерческие организации.

Мы обратились за помощью к кандидату экономических наук Валерию Петровскому. Он объяснил, что любой бизнесмен, который хоть иногда отдает часть дохода на решение общественных проблем, сегодня в России может гордо именовать себя социальным предпринимателем.

— И парикмахерские, что стригут бабушек со скидкой, тоже. А если точней, деятельность социального предпринимателя направлена на решение или смягчение проблем общества. И прибыль такой предприниматель не забирает себе полностью, а инвестирует в дальнейшее достижение социальных или культурных целей, — говорит Петровский.

Вопросы трудоустройства инвалидов, проблемы бездомных людей и безнадзорных подростков, нюансы сложной адаптации в обществе – после тюремного заключения, продолжительной болезни или декрета.

Эти темы кажутся слишком мелкими и частными, если смотреть свысока, с точки зрения государственных проблем. Но люди, оказавшиеся внутри ситуации, действительно страдают и годами не могут найти выхода.

Опутанный проблемами, человек все ниже опускается по социальной лестнице. И вовремя оказанная помощь, как спасательный круг, позволяет вынырнуть.

— Кто начинает заниматься подобной помощью? Люди неравнодушные, изнутри знакомые с проблемой. Многодетные помогают многодетным, бывшие наркоманы поддерживают товарищей по несчастью, — рассуждает Петровский. – В общем, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Рыбинские предприниматели настроены помогать обществу. Одни отчисляют деньги на благотворительность и к 1 сентября закупают канцелярские товары для детей из малоимущих семей. Или вкладываются в благоустройство Рыбинска: сооружают детские городки и лавочки, остановки общественного транспорта, пандусы для инвалидов и даже светофоры.

Другие целенаправленно выбрали сферой деятельности помощь ближним. Кто-то помогает людям в трудной жизненной ситуации и даже спасает жизни. К примеру, Иосиф Шубладзе работает с людьми улицы. Он кормит, моет, одевает и дает приют рыбинцам без определенного места жительства. Те в меру сил зарабатывают себе на пропитание. Планы Шубладзе амбициозны – он намерен построить самый большой в России приют для бездомных. И он близок к воплощению мечты.

Кто-то приобщает рыбинцев к здоровому образу жизни. Компания «Амакстур» обосновалась в Рыбинске не так давно, но уже заразила страстью к походам и велопрогулкам многих горожан.

— Судите сами. Два года назад я поехала в банк на самокате. На меня смотрели, как на безумную. А сегодня в прокате шесть самокатов для взрослых нарасхват, — рассказывает Асель Царева, одна из основателей «Амакстура». – А как люди меняются после походов! Бывает, человек придет сам, а потом приводит всю семью. Глядишь, он уже меньше выпивает и курит, больше проводит времени с близкими. И прибыль в нашем деле не самое главное. Мы просто делаем любимое дело, которым и так бы занимались. Просто еще и оказываем услуги рыбинцам, которым сложно ходить в походы самостоятельно или не под силу купить велосипед.

Далеко не все ниши соцбизнеса в Рыбинске заняты. Остро не хватает рабочих мест для инвалидов, особенно для людей с аутизмом — расстройством, при котором человек замкнут в себе, не стремится к общению.

Анна Григорьева, глава организации детей-инвалидов «Лицом к миру», рассказала, что 25 рыбинских семей с подрастающими аутистами обеспокоены. Сейчас их дети учатся в школе, с каждым днем обретают новые навыки, все успешнее включаются в общество. Но что их ждет после совершеннолетия? Социальная смерть в интернате или в четырех стенах квартиры?

— Мы мечтаем о мастерской, где наши выросшие дети смогут работать руками под руководством педагогов. Плоды их труда можно будет продавать. Подобные мастерские уже есть в России, — говорит Анна. — Ребята продолжат развиваться социально, будут общаться. Многие из них хотят быть нужными и полезными, а не обузой. И родители смогут работать, пока дети под присмотром.

Такую мастерскую под силу организовать самим родителям, уверен Петровский. Нужен инициативный лидер и команда, которую лидер будет направлять.

— Однако нужно отдавать себе отчет – у них должен быть рыночный подход. Предприятие, даже решающее общественные проблемы, не должно работать в убыток, — акцентирует Петровский. – Им предстоит рассчитать свои возможности – понять, откуда они возьмут деньги. То есть у лидера, кроме желания помогать, должна быть и коммерческая жилка. Пусть дерзают!

Кстати

Многие рыбинские предприниматели готовы делать скидки или вовсе бесплатно оказывать услуги инвалидам, детям из малообеспеченных семей, пожилым людям. Это еще не социальный бизнес в чистом виде, но уже бизнес с социальной нагрузкой. Владельцы конюшни «Максимовское» принимают детей с ДЦП, пациентов психоневрологического диспансера, воспитанников детских домов и школы-интерната для глухонемых детей.

Клуб «Орион» проводит турниры по лазертагу среди подростков из неблагополучных семей. В мастерской «Монпасье» бесплатно работают с детьми-сиротами и подростками из многодетных семей, людьми с ограниченными возможностями здоровья и малоимущими рыбинцами.

Крупные предприятия часто помогают точечно. Интересы известного благотворителя, компании «РусГидро» — «Каскад Верхневолжских ГЭС», — экология, детский дворовый и профессиональный спорт, поддержка детей-инвалидов. Спонсируют парусный спорт и дворовый хоккей, дарят развивающие книги детям с ослабленным зрением, поддерживают мероприятия по очистке вод и берегов Волги от мусора

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Ирина 09:24 | 30 августа 2018

всё, перечисленное в статье, — адресная помощь, т.е помощь, оказанная разово и адресно (одному из многих). То, о чём говорит Анна Григорьева, звучит красиво, но нереально в нынешнем обществе. Говорю не понаслышке. В городе есть предприятие «ВЭЛИЗ» — учебно-производственное предприятие общества слепых. 19 августа ему исполнилось 74 года, т.е. наработан колоссальный опыт по трудовой реабилитации инвалидов (в первую очередь слепых и слабовидящих, но и инвалидов других категорий тоже). Тем не менее, выживать в нынешних условиях — огромная проблема, т.к. труд таких людей очень дорог и продать изделие необходимо по рыночным ценам, установленным здоровыми производителями, никаких налоговых льгот и субвенций никто не предоставит, зато проверками замучают, а так — крутись сам как можешь. С аутистами гораздо сложней работать, чем с инвалидами других заболеваний. Имея большой опыт в этой сфере (трудовой реабилитации инвалидов), не представляю как можно организовать, а главное — содержать(!!!) такое предприятие без помощи государства (а её нет!).

    Администратор 13:30 | 30 августа 2018

    Ирина, как здорово, что откликаются люди с опытом! Ваша помощь очень нужна ребятам из «Лицом к миру». Будет здорово, если вы свяжетесь с Анной и поделитесь с ней вашими мыслями.
    А про то, что это невозможно — ничего невозможного нет. Опыт таких мастерских есть по всей России, например, «Простые вещи» в Питере. Они успешно действуют, расширяются даже. Сегодня к гончарной мастерской и шитью они добавляют столярку. Работают именно ментальные инвалиды, в том числе, аутисты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме