Зачем люди бросают город и едут с семьей в село? Рассказывает недавний житель Рыбинска, а сегодня – фермер в Рыбинском районе Андрей Копейкин
В недалеком прошлом Андрей Копейкин работал в Рыбинске пожарным. Но в один прекрасный момент он решил распрощаться с городской жизнью и погрузился в сельскую реальность со всеми ее трудностями и спецификой. Да не на шести сотках, а на 12 гектарах. Говорит, на меньшее не согласен. Земля должна работать. В планах у начинающего фермера – строительство птицефермы и разведение кроликов.
На небольшом хуторе между деревнями Дурдино и Нелюбовское он сам, от фундамента и до последнего гвоздя, построил большой дом, о котором мечтала семья. Ближайшие соседи – в четырехстах метрах, вокруг – густой лес. Полное единение с природой.
Вопрос о смене места жительства резко встал, когда в семье появился третий ребенок. В рыбинской однокомнатной квартире места катастрофически не хватало. На семейном совете было принято решение купить землю и создать крестьянско-фермерское хозяйство. Ради детей это и затевалось.
— В магазинах ассортимент продуктов огромный, но кто знает, чем они напичканы? Частные экологически чистые продукты стоят дороже. А выращивая птицу или кроликов самостоятельно, я по крайней мере могу не переживать о здоровье детей, — говорит Андрей.
Копейкины перебрались в свой дом всего три месяца назад, но уже чувствуют себя настоящими селянами. Андрей с супругой – на хозяйстве. Детвора без устали резвится на свежем деревенском воздухе, учится в местной школе, где в классе – по 11-12 ребят, и визжит от восторга, когда на участок забредают лоси – бывает и такое.
Сейчас в хозяйстве Копейкиных всего 18 кроликов, в начале декабря ожидается первый приплод. Ушастые неприхотливы в уходе, хорошо переносят холода и на улице меньше рискуют заболеть. Поэтому Андрей и начал свое занятие фермерством с них. А к весне он планирует сам построить птичник и закупить первую партию кур-несушек. В планах – увеличить поголовье кроликов до тысячи, а птицы – до пятисот штук. И чтобы была своя лаборатория с ветеринарной службой. Но прежде нужно привести в порядок землю для пастбища и посевной. На охране огромной территории – несколько немецких овчарок.
— Места много, но не все будет занято под хозяйство. Будет и зона отдыха – волейбольная, футбольная площадки, зимой – каток, горки. Есть мысль сделать самую высокую горку в стране – пусть люди приезжают и радуются, на коммерческую выгоду я не претендую. Друзья с детьми у нас часто гостят. Скоро Новый год, и, наконец, не надо думать, где взять елку – мы нарядим ее прямо возле дома! – рассказывает начинающий фермер.
Птицеводство станет основным направлением его деятельности. Перепела, куры, утки, гуси, индюки поселятся в птичнике, разделенном на секции, и будут содержаться на выгуле, питаться натуральной пищей. По словам Андрея, это и отличает деревенское яйцо от фабричного.
Сейчас фермер ведет переговоры о приобретении первой партии несушек. Рациональный селянин остановился на породе Ломан Браун – в год эти несушки приносят 315-320 яиц.
— Хотел закупить яйцо для инкубирования прямо от производителя из Германии. Но выходит дорого, одна штука – 7 евро плюс транспортные расходы. Уже нашел поставщика птицы в России.
Любое собственное дело – это риск. Но Андрей настроен решительно и, кажется, просчитал каждый свой шаг. Говорит, иначе нельзя, если берешься за такое предприятие.
— Окупаемость будет в любом случае. Считайте сами: одна кура съедает в день сто граммов корма, это рубль двадцать копеек. И дает яйцо стоимость шесть рублей, это если продавать по минималке – 60 рублей за десяток. С продажи одной свиной туши можно выручить 40 тысяч, а на комбикорм потратишь всего семь. Самое главное, что даже если с реализацией возникнут проблемы, я всегда смогу накормить свою семью.
Птичник еще только на бумаге, но уже сейчас энергичному крестьянину обещают помочь с реализацией продукции коллеги-фермеры. И охотно делятся опытом.
При этом Андрей Копейкин отказался от идеи получить государственную поддержку в виде гранта. Говорит, зависеть ни от кого не хочет.
Как он не побоялся начать с нуля и радикально поменять привычный жизненный уклад?
— У меня среднее техническое образование. Сейчас я еще молодой, мог бы работать в прежней структуре пожарным или где-нибудь на заводе в Рыбинске. Но пройдет десяток лет, и что дальше? Идти грузчиком в магазин – так себе идея. Я, конечно, утрирую, но перспектива примерно такая. Можно было купить недвижимость в городе и спускаться на лифте в стандартную детскую песочницу во дворе. Мы с семьей решили по-другому и сейчас понимаем, деревня – это наше. Глядя на нас, дети тоже приучаются к труду. Больше всех помогает младший, в три года он знает, что такое молоток, пила, и как закручивается саморез. А красота вокруг какая! В город приедешь – все серое, грустное, а тут уже давно зима и снежок. Да и люди на селе отзывчивее и добрее. В город нас уже не заманишь.