Темы 29 декабря 2018 10:00

Кто сказал «хрю»?

История одной коллекции от Ольги Гржибовской

Кто первый подложил мне свинью, сейчас уж и не вспомнить. Постепенно, год за годом их становилось все больше, и теперь их можно встретить повсюду: на кухне – горшочки-поросята и кружки со свиньями всех мастей, в комнатах – игрушки, кашпо, картины и даже шариковые ручки. Пятачки из мультфильмов и реалистичные фигурки. Уникальные авторские работы и плоды китайского поточного производства, но оттого не менее милые. Керамические, деревянные, вязаные из пряжи, жестяные. Есть свинки-интуристки, прибывшие из Америки, Таиланда, Грузии, Украины. Друзья регулярно приходят со свиными гостинцами. Да и сама, куда ни поеду, стараюсь привезти на память поросеночка. Каждый новый экземпляр – новая история. А стало быть, и источник познания.

Ну вот хотя бы поросенок Филимон. Выглядит стильно, модно, молодежно – яркие, почти кислотные «елочки» и «солнышки» малинового, желтого и зеленого цветов на белом глиняном тельце. Наверняка его создатель – адепт современного искусства. «А вот и нет», — отрезал продавец сувениров на фестивале «Живая старина», что проводится в Ростове (очень советую побывать). Оказывается, филимоновской игрушке – семьсот лет, а то и больше. Давным-давно мастера нынешней Тульской области углядели чудесные свойства местной глины – жирной-прежирной, но при этом легко трескающейся и заставляющей мастера многократно разглаживать ее, оттого и фигурки получаются словно отполированные. После обжига они приобретают свой «фирменный» белый цвет.

А что я раньше знала о глиняной игрушке? Разве что дымковская да абашевская приходили на ум – их мы лепили в гимназии № 18 в Рыбинске. Стала читать, изучать. Теперь могу назвать полтора десятка таких народных промыслов. Все поросенок научил.

А это совсем другие свиньи. Тоже из глины, но уже привычного коричневого оттенка. Кабан-болельщик «Спартака» с трехдневной щетиной на морде; парочка влюбленных хрюшек: она – с букетом, он – с бутылкой; пятачок с концертным бантом на шее и вороной в руках (видимо, той самой, что в отличие от соловья готова петь для свиней); мужичок в картузе и с гармонью верхом на хавронье… Перед вами не просто фигурки, а полноценные музыкальные инструменты – свистульки, окарины. У каждой – свой голос, а у иных и не один – мы с друзьями любим свистеть целым свиным оркестром. Слеплены они подчеркнуто грубовато, брутальные, с яркой индивидуальностью, харизмой. Чувствуется мужская рука. Это гордость коллекции – работы угличского мастера Валерия Куртмулаева, автора невероятной фантазии и чувства юмора. Поклонники его таланта живут по всему свету – и в Америке, и в Японии, и у нас на континенте, особенно полюбили творчество земляка итальянцы, наградив его титулом «маэстро кукарро» (мастер свистулек). В Угличе Валерий Николаевич создал Музей свистульки, проводит там интереснейшие мастер-классы. Впереди новогодние каникулы, почему бы не свистать всех домашних в гости к соседям?

Но самые дорогие хрюшки – сотворенные руками близких и друзей. Один из любимых кабанчиков подарен мне папой. Старая шуба, бутылки-полторашки, какой-то неведомый полимер и настоящий кабаний ус – прошу любить и жаловать, лесной вепрь! На такой артефакт невозможно не обратить внимание. А на картине «Последняя свинья» фотомодель и художница (да-да!) Ольга Моль изобразила меня с живым поросенком. А что? Может, и правда, когда-нибудь он станет венцом коллекции.

Ольга Гржибовская

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме