Сергей Гусарин, известный как художник-график и руководитель иконописной мастерской «Лик», открылся публике в новом качестве. 5 апреля в музее-заповеднике состоялась презентация его персональной фотовыставки «Зона души».
Само название выставки — будто гайка с бинтом, подброшенная Сталкером. Да и общий философский настрой взывает к творениям Тарковского и Стругацких. Автор экспозиции от такого творческого родства своей камеры вовсе не открещивается.
«Во всем я ищу глубинный смысл. Меня постоянно тревожит какая-то таинственная загадка вещей и явлений. Каждый предмет: камень, коряга, сухой лист или нелепая металлическая конструкция — всё имеет свою притягивающую мистическую силу, тайну, которую хочется распознать», — направляет зрителя в заповедную территорию творчества Сергей Гусарин.
Фотография — давнее увлечение художника, такая же «зона души», как графика и иконопись, только мало исхоженная широким зрителем. Впервые затвор фотоаппарата Сергея Гусарина щелкнул в 1983 году. Новому увлечению тогда очень поспособствовал преподаватель и наставник молодого художника Александр Патраков.
На протяжении тридцати лет он снимал для себя, для души. В итоге накопилось достаточное количество материала, его уже, как фонтан, нельзя было сдерживать внутри семейных альбомов и в компьютерных папках. Так родилась идея поделиться неожиданной гранью творчества с публикой.
«Подготовка выставки растянулась на целый год: нужно было пересмотреть, переосмыслить сотни снимков разных лет, чтобы выставка приобрела какие-то концептуальные очертания, — рассказывает С. Гусарин. — Многие снимки родились в путешествиях: Испания, вечный город Рим, Таиланд, Индия… Но география здесь — понятие второстепенное, меня больше интересуют мотивы вне времени и пространства».
Фотографии Гусарина — это философские размышления на вечные темы. Автор доверительно берет зрителя в соавторы: гуляя по выставке, нам предстоит разгадать немало загадок. Что это — Млечный путь или ворох осенних листьев в реке? Древо жизни устремляет свои ветви вверх — но ведь это самая глубь земли? Змеями извиваются кактусы или неразрешимые сомнения в человеческом сердце? Домик палача в Толедо тонет в слезах, а может, это всего лишь бурная плотина? Зерна сюрреализма, известные нам по живописным работам Гусарина, прорастают и в его фотографии.
А будучи профессиональным графиком, в своих снимках он намеренно «приглушает» цвет, балансируя на грани с монохромом. На этом «фотошоп» для него заканчивается — никаких коллажей, наложения изображений здесь нет, все фантасмагории на деле оказываются живыми кадрами с натуры. Сергей Гусарин подчеркивает, что не является профессиональным фотографом и никогда не изучал фотографию как техпроцесс. Для него важнее в спонтанном, интуитивном порыве передать настроение, впечатление от образа.
И хотя разношерстной экспозицию не назовешь, одна стена явно выбивается из общей тональности, снимая философский пафос. После череды медитативных — так и хочется сказать — «полотен» вдруг обманывают зрительское ожидание вполне себе юмористические сценки. Кадры «Три грации» или «Грезы» неплохо бы вписались в комедии Гайдая.
В будущем, надеется Сергей Гусарин, «Зона души» охватит Ярославль, Углич, Череповец и Москву. Рыбинцы же могут прикоснуться к сокровенным тайнам художника уже сейчас.
Сергей Гусарин постоянно участвует в выставках от городских до всероссийских и международных. В 1990 году его фотоработы представлены на выставке художников Рыбинска и отмечены специальным призом. В 2002-2003 гг. персональная экспозиция живописи и иконописи завоевала успех зрителей Русского культурного центра в Вашингтоне (США). В 2004 году проходит персональная выставка фотографии и графики в Рыбинском музее-заповеднике. В 2009 г. иконы художника и мастерской «Лик» представлены в вильнюсском Русском центре. В 2011 году его графика экспонируется в Центральном выставочном зале Ярославского отделения Союза художников России.
Работы Сергея Гусарина находятся в Рыбинском музее-заповеднике, частных коллекциях России, Германии, Франции, США и других стран.