Сулегиной Зое Васильевне, председателю рыбинского отделения всероссийского общества глухих, исполнилось 75 лет. Труженица, помощница, «мама» для 216 инвалидов, Зоя Васильевна каждый день находит в себе силы общаться, решать проблемы, «слышать» глухих.
«Ну не могу вот просто так уйти на пенсию и бросить свою «семью», — говорит она нам и одновременно успевает жестами ответить на вопрос вошедшей глухонемой пенсионерки
Родилась Зоя Васильевна 8 августа 1937 года в деревне Нахта Рыбинского района. Через три года семья перебралась в город. Отец был глухой, маме дали тюремный срок за порчу личных документов. Вскоре папа ушел из семьи. И в без того тяжелые послевоенные годы пришлось Зое взять на себя заботу и о младшем брате.
«Естественно, после того как я закончила школу, сразу пошла на завод. Но в отделе кадров попросили подождать наступления совершеннолетия, — вспоминает Зоя Васильевна. — А это было голодное время».
Семнадцатилетняя девушка не побоялась написать жалобу самому Клименту Ворошилову, на тот момент председателю Президиума Верховного Совета СССР. Ответ последовал незамедлительно, и юную Зою Сулегину оформили помощницей сверловщика. Далее была командировка на стройку Сталинградской ГЭС, неудачное замужество и возвращение на родину.
Уже здесь, в Рыбинске, Зою Васильевну пригласили сурдопереводчиком в швейную артель, где работали инвалиды по слуху. Техникой сурдоперевода Зоя Сулегина не владела, пользовалась жестами на бытовом уровне, но всё же смогла наладить контакт с глухонемыми и даже больше — стала другом.
Ценного специалиста рекомендовали на должность председателя рыбинского отделения всероссийского общества глухих, отправили на курсы сурдопереводчиков в столицу. По возвращении Зоя Васильевна окунулась с головой в работу.
С того момента прошел уже 51 год. За это время в ее личной жизни случались и радости, и горести. Последние особенно пошатнули здоровье. Она потеряла сына и дочь. Но другая семья, семья не слышащих этот мир людей, не стала глуха к бедам родного человека.
Со своими «подопечными» Зоя Васильевна практически всегда рядом: будь то плановый визит к терапевту, оформление личных документов и разрешение недоразумений с различными инстанциями.
В течение всего рабочего дня инвалиды приходят не только за советом по правовым вопросам, но и пожаловаться на своих родственников, которые к ним не так внимательны, как хотелось бы, а бывают случаи, когда возникшие разногласия с родными заканчиваются оскорблениями и даже побоями. И тогда без помощи Зои Васильевны не обойтись.
«Конечно, сложнее всего справиться с неприятностями пожилым. А в нашем обществе из 216 активных членов 170 — пенсионеры. Остальные 116 зарегистрированных рыбинских инвалидов просто состоят на учете. Чтобы разрядить обстановку, мы проводим праздники, чаепития, вот и мой юбилей тоже тут справляли все вместе», — делится Зоя Васильевна.
Улыбка с ее лица вдруг внезапно исчезает:
«Вот только тревожит одно: «дом» наш в таком состоянии, что без слез не взглянешь, ремонта здесь не проводилось больше 30 лет, фасад рушится на глазах, денег на реставрацию, а это не одна сотня тысяч рублей, ждать нам неоткуда».
Так уж получается, что награждают Зою Сулегину только благодарственными письмами да грамотами. Одна из последних наград — нагрудный знак «За особые заслуги III степени», врученный в Москве председателем общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» Валерием Рухледевым.
Ольга Неробова