«Поищут и забудут» на это надеются правонарушители всех мастей, убегая как можно дальше и заметая следы. Подростки, пытающиеся «провалиться сквозь землю», руководствуются другой идеей: «Уйду и пусть всем без меня будет плохо».
Есть другая категория людей, которые, канув как в воду, не думают ни о чем просто пропадают из поля зрения. И всех их приходится искать сотрудникам полиции.
Легко ли найти человека, умышленно играющего в прятки? Что делать, если потерялся ребенок? Об этом мы беседуем с начальником третьего отделения отдела уголовного розыска Рыбинского МУ МВД майором полиции Виталием Красноштановым.
В спектре поиска его подчиненных самые разные группы пропавших. Это лица, скрывшиеся от дознания, следствия и суда; без вести пропавшие; утратившие связь с родственниками; несовершеннолетние, самовольно ушедшие из дома; психически больные люди, которые по состоянию здоровья не могут о себе сообщить. Еще одно из направлений деятельности отдела опознание трупов и неизвестных больных.
Сегодня от правосудия намеренно скрываются около семи десятков рыбинцев-беглецов. Розыск многих из них ведется на протяжении нескольких лет. 68 горожан числятся в списке пропавших без вести. Пока не установлено местонахождение троих подростков, самовольно ушедших из дома. Связь с родственниками утратили около двух десятков человек. И все они могут находиться достаточно далеко от своего дома. Поэтому радиус поисков сотрудниками полиции не ограничен пределами Рыбинска.
Как пояснил Виталий Викторович, в случае, если разыскиваемого не удалось обнаружить в черте города, география поиска постепенно расширяется сначала его будут искать в области, затем объявят в федеральный, а при необходимости в международный розыск. Сотрудники уголовного розыска не раз доказывали изречение о том, что Земля все-таки круглая, а мир тесен.
«Буквально недавно преступник был найден в Бельгии, установили местонахождение человека в Прибалтике. В настоящее время установлен еще один «потеряшка», который находится на территории Украины. Взаимодействие с другими странами, по крайней мере, бывшими государствами СНГ, у нас налажено. На территории дальнего зарубежья мы уже работаем совместно с НЦБ Интерпола по Ярославской области. Розыскные мероприятия проводятся на основании подготовленных нами документов», — рассказывает майор полиции.
Одно из последних розыскных дел датировано концом сентября. Оно было заведено в отношении лжесантехника, который брал предоплату, как правило, у пожилых людей и скрывался. Да, он никого не убил, но надеяться на то, что о нем забудут, не стоит. Искать его будут вплоть до положительного результата
в таких случаях продолжительность мероприятий не зависит от тяжести преступления и не имеет срока давности. Другое дело, что преступники бегут тем дальше, чем тяжелее за их плечами груз совершенного деяния.
По словам Виталия Красноштанова, мошенничество само по себе подразумевает, что человек обладает определенным интеллектом. Он прекрасно видит последствия, хорошо представляет, как уйти от уголовного наказания. У людей, совершивших мелкую кражу или другое преступление средней тяжести, уровень интеллекта другой, соответственно, поведенческие функции отличаются.
Но, сколько бы веревочке ни виться, конец обязательно найдется. Были случаи, когда преступника задерживали через несколько десятков лет под другой фамилией, хотя и внешность с годами имеет свойство меняться.
«Срок давности на преступника, находящегося в розыске, не распространяется. Если людей, утративших связь с родственниками, мы ищем в течение продолжительного, но всетаки ограниченного времени, то на человека, совершившего преступление, эти сроки не распространяются. Сколько бы они ни бегали, они будут находиться в розыске. У нас были дела, заведенные в 80х годах. И по ним мы продолжаем розыск. Рекордное время «игры в прятки» показала одна цыганка. В розыске она находилась с 1975 года. И ее нашли буквально три года назад. Разыскали с помощью централизованных учетов. Помогла проверка дактилокарты человек «прилип по пальчикам», правда, под другими данными и в другом регионе», рассказывает Виталий Викторович.
В таких случаях уместно вспомнить фразу, сказанную героем братьев Вайнеров, служившим в послевоенные годы в МУРе: «Вор должен сидеть в тюрьме». Если раньше, когда инструментами опера были бумага, ручка, голова и ноги, разыскивать особо изобретательных мошенников было все равно что искать черную кошку в темной комнате, то сегодняшний технический прогресс «включил свет» в работе полиции. Централизованные базы данных, немедленное оповещение, приборы для моментального снятия отпечатков пальцев серьезно помогают в поиске. По словам Виталия Красноштанова, положительный результат гарантируется на уровне 70%.
На сто процентов сотрудники отдела, которым руководит Виталий Викторович, раскрывают дела о самой ценной пропаже детей. На их поиски немедленно мобилизуются все ресурсы сотрудников уголовного розыска. Как только проходит информация о потерявшемся ребенке, сразу уходит ориентировка в наружные службы, подключаются все наряды ППС, ОМОН, ГИБДД.
Чаще всего заявления поступают о подростках, которые, желая чтолибо доказать родителям, либо просто почувствовав волю, сами уходят из дома или интерната. Хотя «бегунки» вырываются не только из неблагополучной среды, но все же львиную долю в этой категории подростков составляют воспитанники детских домов. Многие из них в одно и то же окно сигали не один десяток раз.
«Только найдешь его, приведешь за руку, а через пару недель смотришь в сводки та же фамилия», - сетует Красноштанов. Их ищут уже не просто по следам, а по проторенным дорожкам и возвращают снова и снова.
Некоторые детективные сериалы вводят нас в заблуждение. Миф о том, что человека начнут искать только по истечении трех суток с момента его исчезновения, воспринимается за чистую монету. Но поводом для поисков может послужить простое беспокойство родственников даже после часа отсутствия кого-либо из домочадцев. Заявление на розыск будет принято незамедлительно.
Ведь иногда фраза о том, что промедление смерти подобно, оказывается справедлива. Чаще всего это касается пожилых людей, у которых может резко ухудшиться состояние здоровья. Поэтому зачастую внимательность окружающих помогает не довести до беды и вернуть человека домой.
«Был один материал проверки, когда к нам доставили вполне адекватного человека. Мужчина здраво рассуждал, называл адрес проживания, но по приезде на место дома мы не обнаружили, его снесли уже несколько лет назад», - вспоминает Виталий Викторович.
Оказалось, что мужчина там действительно проживал, а потом ему дали квартиру в центре города. Но весной и осенью он «на автопилоте» возвращается туда, где жил раньше, а адрес фактического проживания просто вылетает у него из головы.
Фраза, сказанная Сальвадором Дали, эхом отзывается у каждого сотрудника отдела уголовного розыска. Находили, находят и будут находить. Когда к личности человека добавляется формулировка «разыскиваемое лицо», сомнений в положительном исходе розыска сегодня остается минимум. Ведь, как сказал еще кто-то из мудрецов, «ничто не бывает утеряно окончательно. Просто оно находится не на своем месте».
Любовь Игнатьева