В эпоху массового производства модными становятся вещи, сделанные вручную. Мы устали от обезличенных заводских клонов, душа просит самобытного, душевного, теплого. А потому ручной труд, стародавние ремесла обретают сегодня новую актуальность.
Инженер из Рыбинска творчески переосмыслил промысел корзинщика. Из лозы он может сделать что угодно – и колыбель, и флейту, и Бориса Гребенщикова.
Супруги Владимир Драчев и Светлана Глебова с дочерьми Аней и Машей живут в типовой девятиэтажке. Обычный рыбинский район, обычный двор, обычный подъезд. Но стоит перешагнуть порог, и квартира начинает удивлять. Хочешь повесить куртку, а вместо вешалки – березовые сучки. Смотришься в зеркало – рама у него из кусков старого дерева, вся испещрена таинственной вязью: над письменами постарались жуки-точильщики. Повсюду что-то рукотворное, необычное, живое: мебель, игрушки, предметы декора. Даже шторы самолично расписаны художницей-хозяйкой.
Света – педагог, Володя не так давно работал инженером на «ОДК-Сатурн», сейчас стоит на распутье – чем заняться дальше. Вроде бы обычные городские жители. Но не совсем. По вечерам в их доме не слышно телевизора. Есть занятия поинтереснее: играть на флейте или самодельной окарине, рисовать, шить, болтать за большим круглым столом, пить пахучий чай из трав. И мастерить из лозы – это главное увлечение хозяина дома.
— Все началось еще в детстве, в Козицино, — рассказывает Володя.
Козицино – небольшая деревенька в сорока километрах от Рыбинска. Старый дом достался Владимиру от бабушек. Мальчиком он проводил там все школьные каникулы.
— Почему-то зимние месяцы улетучились из памяти, зато летние запечатлелись яркими вспышками, — вспоминает он. — Ребятни в деревне было много. Мы ходили в лес, на рыбалку, катались на лодке и постоянно пытались что-то мастерить. Там я впервые попробовал плести из ивовой лозы. Смешная корзинка получилась, но мне, десятилетнему, все равно понравилось.
Прошло много лет, мальчишки выросли, деревенские забавы забылись. А тяга работать руками осталась. Мастер-самоучка делал мебель для дома, из магазинных досок скручивал на болтах крепкие скамейки. И так бы и не вспомнил о детском увлечении, если бы не один случай.
— Это был конец 1990-х, мне было уже больше тридцати, я работал программистом на почте, — вспоминает Володя. — К моему папе пришел знакомый – Юрий Владимирович Романов, в «Авиаторе» он вел кружок лозоплетения. Он принес плетеный детский стульчик для кого-то с папиной работы. И я попросился к нему поучиться. Через день я уже с ножом и рюкзаком брел на заготовки. Потом часа четыре варил ивовые прутья прямо в кастрюле на плите. Пару и чаду было очень много!
Пробовал ремесленник плести и из бересты, но уж больно это хлопотно, да и деревья жалко:
— Береста – волшебный материал, цвет у нее от золотистого, розового до черного. Но с ее заготовкой связаны большие трудности. Снять бересту можно только в мае и июне, как раз когда в лесу полно клещей. К тому же оставляешь после себя деревья с черными кольцами вместо коры. Березка вроде бы не погибает, но болеет потом точно.
Из ивовой лозы и коры Драчев плетет корзинки, коробочки, различные тарелочки и конфетницы, сувениры. Особенно живо народ реагирует на плетеные фигурки животных – свои изделия ремесленник выставляет в Рыбинске на ярмарках в День города.
— Ивовая лоза отлично подходит для мелких и даже крупных скульптурных работ, — рассказывает ремесленник. — Собачки, коты, дракончики – в них можно хранить украшения, принадлежности для рукоделия. Была и царевна, и даже Борис Гребенщиков.
Производство таких плетенок штучное. Раздобыть материал – настоящий квест по меркам XXI века.
— Ивовую кору заготавливают летом, когда идет сокодвижение, и она легко отделяется. А лозу, наоборот, только зимой. Летом она активно растет, прут еще травянистый, невызревший, ломкий, — делится секретами мастерства Владимир. — Требуются время и усилия на то, чтобы снять и высушить кору, именно поэтому серийно воспроизводить свои изделия я не могу.
Технологии плетения, способы заготовки прутьев и их обработки сегодня почти утрачены. Дедушек, живых носителей традиций, не сыщешь днем с огнем. Ремесленничество в наши дни – долгий путь проб и ошибок. И остаются на нем самые упертые. Неудачи для рыбинского умельца – дело привычное:
— Получилось плести не с первого раза. И не со второго. Информации по плетению из лозы поначалу было мало. Когда видел интересные книжки в магазинах, покупал их. Сейчас в Сети можно найти статьи и видео. Труднее с плетением из ивовой коры. По этой теме искал советы в интернете и нашел полезную информацию только на англоязычных сайтах. Оказывается, корзинки из ивы и тростника делали американские индейцы и предки англичан, жившие неподалеку от Стоунхенджа. Сам того не ведая, постепенно погружаюсь в каменный век. А недавно выяснилось, что на флейтах, которые мне тоже интересно делать, играли люди 12 тысяч лет назад!
Свистульки-окарины и флейты – еще одна страсть Володи. Он вообще большой меломан и знаток рок-сцены. Но слушать музыку – одно, а создавать музыкальные инструменты – совсем другое.
— Это постоянный эксперимент, — говорит он. — Сам я пробовал делать окарины из разного дерева – из ветки рябины, сосны. Хорошо получилась из бузины – сердцевина у нее рыхлая и легко удаляется, в результате остается полая трубка. Только подходящий материал тоже найдешь не сразу.
Флейтами рыбинского самоделкина интересуются и профессиональные музыканты. На своих концертах на них играет Владимир Хробыстов.
От «мелкой пластики» умелец постепенно перешел к крупным формам. Когда ожидали рождения старшей дочери, Света попросила сделать детскую кроватку.
— Я корпел над ней весь отпуск! – смеется, вспоминая, отец семейства. — В процессе работы понял, что даже тонкие ивовые палки обладают значительной прочностью. В этой кроватке выросли уже две маленькие девочки. Потом делал другие кровати, столы и стулья.
Стулья, на которых мы сидим, уже семь лет радуют хозяев и вгоняют в ступор гостей, кто видит их первый раз. На них и правда страшно садиться – уж очень эфемерные.
Света гладит рукой стульчик из ивовых палок, оплетенных тростником:
— Я всегда мечтала о деревянной мебели, но и представить себе не могла, что она будет самодельная. А однажды Вова заявляет: «Мебель я буду делать сам». Ну, думаю, посмотрим, что у тебя получится. Через какое-то время привозит эти стульчики. Совсем не такие, как я представляла – не основательные, из тонких палочек. Первая мысль была: а они меня выдержат? Это не была любовь с первого взгляда, однозначно. Но теперь я эти стулья ни на какие другие не променяю.
Вова приносит книжку со старыми фотографиями Рыбинска, открывает ее на странице, где на очень похожих стульях позируют нарядные купцы.
— А еще есть фотография, где на таком же стуле сидит граф Толстой, — с гордостью сообщает он.
Жить в доме с самодельной деревянной мебелью здорово. Однако есть нюанс.
— Мебель не может появиться сразу, нужно запастись терпением. Какое-то время мы обходились одним стареньким табуретом, — вспоминает Светлана.
Теплыми, единственными в своем роде вещами дом наполняется постепенно, на это уходят месяцы, а то и годы. Но оно того стоит, уверены хозяева. Вещи дарят ощущение дома, уютного семейного гнезда, а не просто бетонной ячейки в безликой многоэтажке.
Володя и Света не одиноки в своем стремлении преобразить пространство вокруг себя. Сегодня весь мир переживает всплеск интереса к хэндмейду. Ручной труд увлекает все больше людей самых разных профессий. Благодаря интернету корзинщик из Рыбинска находит единомышленников.
В социальной сети «ВКонтакте» он создал группу «Козицино», где делится с миром опытом освоения и переосмысления древнего ремесла. Иногда удается продать что-то из своих творений. Но история мастера из Рыбинска явно не про бизнес. Скорее, она про творчество, самореализацию, поиск себя. И, конечно, про счастье.
Ремесленничество, или мейкерство – актуальный тренд во всем мире. В Рыбинске крен в сторону творческого переосмысления традиций заметен, кажется, сильнее, чем где бы то ни было.
Вся Крестовая с легкой руки фолк-музыканта Мити Кузнецова обрядилась в старинные вывески – нарочито рукотворные, в хорошем смысле слова кустарные. Сама городская среда говорит тебе: «Ты только посмотри, как своими руками можно преобразить мир вокруг!»